zinet home
home home
home ИНТЕЛЛЕКТ-ПОРТАЛ
home Стартовал прием материалов в сборник XХХIX-й научной конференции. Требования к публикациям - в разделе "Объявления".

На главную | Объявления | Отчеты предыдущих конференций | История Украины | Контакты

РЕСУРСЫ ПОРТАЛА:

Тридцать восьмая научно-практическая конференция
(23 - 28 мая 2016 г.)


Тридцать седьмая научно-практическая конференция
(19 - 22 апреля 2016 г.)


Тридцать шестая научно-практическая конференция
(29 декабря 2015 - 5 января 2016 г.)


Тридцать пятая научно-практическая конференция
(24-27 ноября 2015 г.)


Тридцать четвертая научно-практическая конференция
(13-17 октября 2015 г.)


Тридцать третья научно-практическая конференция
(20-27 мая 2015 г.)


Тридцать вторая научно-практическая конференция
(2-7 апреля 2015 г.)


Тридцать первая научно-практическая конференция
(25 февраля - 1 марта 2015 г.)


Тридцатая научно-практическая конференция
(19-25 января 2015 г.)


Двадцать девятая международная научно-практическая конференция
(19-25 ноября 2014 г.)


Двадцать восьмая международная научно-практическая конференция
(08-13 октября 2014 г.)


Двадцать седьмая научно-практическая конференция
(20-25 мая 2014 г.)


Двадцать шестая научно-практическая конференция
(7-11 апреля 2014 г.)


Двадцать пятая юбилейная научно-практическая конференция
(3-7 марта 2014 г.)


Двадцать четвертая научно-практическая конференция
(20-25 января 2014 г.)


Двадцать третья научно-практическая конференция
(10-15 декабя 2013 г.)


Двадцать вторая научно-практическая конференция
(4-9 ноябя 2013 г.)


Первая международная научно-практическая конференция
(14-18 мая 2013 г.)


Двадцать первая научно-практическая конференция
(14-18 мая 2013 г.)


Двадцатая научно-практическая конференция
(20-28 апреля 2013 г.)


Девятнадцатая научно-практическая конференция
(26 февряля - 3 марта 2013 г.)


Восемнадцатая научно-практическая конференция
(22-26 декабря 2012 г.)


Семнадцатая научно-практическая конференция
(22-26 октября 2012 г.)


Шестнадцатая научно-практическая конференция
(09-14 апреля 2012 г.)


Пятнадцатая научно-практическая конференция
(01 - 07 марта 2012 г.)


Четырнадцатая научно-практическая конференция
(12-20 декабря 2011 г.)


Тринадцатая научно-практическая конференция
(28 октября - 09 ноября 2011 г.)


Двенадцатая научно-практическая конференция
(28 мая - 06 июня 2011 г.)


Одинадцатая научно-практическая конференция
(26 апреля - 04 мая 2011 г.)


Десятая научно-практическая конференция
(15-23 марта 2011 г.)


Девятая научно-практическая конференция
(27-31 декабря 2010 г.)


Восьмая научно-практическая конференция
(05-12 декабря 2010 г.)


Седьмая научно-практическая конференция
(28 мая - 7 июня 2010 г.)


Шестая научно-практическая конференция
(1-15 апреля 2010 г.)


Пятая научно-практическая конференция
(20-27 мая 2009 г.)


Четвертая научно-практическая конференция
(10-17 апреля 2009 г.)


Третья научно-практическая конференция
(20-27 декабря 2008 г.)


Вторая научно-практическая конференция
(1-7 ноября 2008 г.)


Первая научно-практическая конференция
(10-15 мая 2008 г.)



НАШИ ПАРТНЕРЫ:

Студия веб-дизайна www.zinet.info



Студия ландшафтного дизайна Флора-МК


Уникальное предложение!



Сайт-визитка - теперь
всего за 200 грн!

подробнее>>>



ВНЕПОНЯТИЙНЫЕ КОМПОНЕНТЫ СУБЪЕКТИВНОГО ПОЗНАНИЯ

 

Старикова Г.Г.

Украина, г. Харьков, ХНУРЭ

 

Abstract: The article is devoted to the actual problem of wholeness the cognitive process. It analyses the process of giving the knowledges as the intellectual and as the body’s process. Also eristic possibilities of autopoes conception for decisions of this problem is analyses.

Keywords: conscious, wholeness the cognitive process, body’s intellectual process, unconscious, autopoes conception

 

В условиях активно развивающегося информационного общества эпистемологическая проблематика сохраняет свою актуальность как с точки зрения сугубо философских интересов, так и для решения проблем дальнейшего развития науки, техники и всей техногенной цивилизации в целом. Все более важное место в этой научно-философской области занимает проблема познающего субъекта, его возможностей, ограничений и скрытых факторов его функционирования.

Мысль субъекта познания (не только в теоретическом познании, но особенно в нем) всегда движется в определенном концептуальном пространстве. Поэтому субъект познавательного действия должен принимать в расчет как факт опосредованности мысли, суждения, любого теоретического образования системой координат, которая определяет содержание подобных образований, так и сам характер подобного опосредования. В этом русле сегодня ведутся работы по построению неклассических логик, формируются междисциплинарные методологические программы сближения естественнонаучного и социально-гуманитарного знания, исследуется множественность онтологий и систем эпистемологических принципов. В дискуссиях современных исследователей нередко встречается мнение, согласно которому разговоры о субъекте познания – это «вчерашний день гносеологии» или, если принять тезис Р. Рорти о «смерти эпистемологии», то это «вчерашний день философии». Исследователи в этой связи отмечают, что демонтаж субъекта гносеологии естественно вписан в общий катастрофический пейзаж ХХ столетия. При этом в большинстве случаев не имеют в виду, что люди перестали познавать окружающее, друг друга, себя. Подразумевается утрата или разрушение некой конструкции, в которую помещался или которой подменялся познающий человек. Здесь идет речь о преобразовании идеала рациональности и, следовательно, замене концептуального каркаса «классической» модели рациональности (с соответствующей конструкцией субъекта познания) новыми эпистемологическими структурами. И весь вопрос заключается в том, предполагает ли подробное изменение «уход» от исследования субъекта познания как такового или же, наоборот, требует развития представлений о субъектной составляющей познавательного процесса.

Однако человек неизбежно становится субъектом, когда ему жизненно необходимо получить новое знание. Он вынужден тогда создавать новые средства, а стало быть и способности, новые точки зрения, а стало быть и коммуникации, вынужден все это сопоставлять со своим движением по объекту. Соответственно, в современном познании значение вопроса о субъекте не только сохраняется, но и возрастает тогда, когда мы имеем дело с так называемыми «неклассическими» объектами. Необходимо соответствующее построение деятельности субъекта. В контакте с неклассическими объектами особым образом изменяется деятельность человека, связи его знаний, способностей, средств и т.д. Иными словами, неклассические объекты требуют и соответствующего субъекта, который развертывается как динамическая форма, соответствующая характеру контакта с объектом.

При анализе дискуссий на страницах научных и философских журналов можно заметить, что тезис о возрастании роли субъектной составляющей познавательного процесса и необходимости формирования адекватной модели субъекта познания становится сегодня все более и более актуальным. Подобные исследования все чаще обращают внимание на такой фактор, как целостность и системность человеческой субъективности. Иными словами, не только разум, но и многие другие компоненты человеческого Я принимают активнейшее участие в процессе познания. Не случайно стремление «вывести за скобки познающего человека, сделать вид, что он второстепенный фактор познания или даже мешает получить значимый результат, - уходит… Все более осознается, что там, где человек присутствует, он всегда значим и не может быть элиминирован без последствий для видения и понимания самого процесса познания» [1, с.105].

Различные подходы к проблематике внерациональных составляющих познания представлены в работах В. Лекторского, Н. Мотрошиловой, Л.А. Микешиной, позднее – представителей синергетической школы С. Курдюмова и Е.Н. Князевой. Сейчас можно с уверенностью сказать, что актуальность данной проблемы связана с бесспорным наличием и важной ролью в познании внерациональных компонентов. Однако сам «список» таких компонентов, как и методы их исследования, остается спорным, неоднозначным и не всегда достаточно обоснованным именно в силу неявности, неосознаваемости этих составляющих, невозможности по этой причине их прямого наблюдения, фиксации и последующего изучения привычными для науки способами. В конце 90-х годов прошлого века даже появляется термин – «бессознательное познание». Несмотря на сложности в осознании и вербализации, исследователи выделяют такие составляющие «бессознательного познания», как предпосылочное знание, неявное, имплицитное знание, когнитивные фреймы, устойчивые неосознаваемые когнитивные структуры.

Говоря о предпосылочных знаниях, хотелось бы обратить внимание на концепцию, предложенную в работах В.В. Налимова. Речь идет о наличии так называемого фильтра между сознанием и бессознательным. По Налимову, данный фильтр состоит из определенного набора знаний, не осознаваемых субъектом, но влияющих на отбор информации, проходящей из бессознательного в сознание. Логично было бы предположить наличие двух фильтров – «на вход» и «на выход», причем как их содержание, так и система отбора должны отличаться. На самом деле идея не нова – ее элементы можно встретить уже в гносеологической концепции Платона, учении Р. Декарта о «врожденных идеях». Далее последовал И. Кант с его концепциями априорных форм чувственности и априорных форм мышления – а это уже не что иное, как упомянутые выше «фильтры восприятия» и «фильтры мышления». Речь идет о том, что поступающая в сознание информация проходит предварительный отбор в соответствии с «встроенными», врожденными критериями. Общеизвестны случаи, когда даже самые умные и образованные люди не замечали те факты реальности, которые противоречили их мировоззрению, теоретической концепции и т.п. «Этого не может быть, потому что не может быть никогда» - данная фраза как раз и характеризует деятельность «входящего» фильтра. Сюда же можно отнести и «идолы» Ф.Бэкона.

Налимов же говорил об обратном фильтре, представляющем еще больший интерес в силу его полной скрытости. Как предполагают современные исследователи, в подсознании постоянно осуществляется когнитивная деятельность, проходят те самые «бессознательные познавательные процессы». Но о содержании этой деятельности мы можем только догадываться. Ее результаты поступают в сознание очень дозировано, частично, фрагментарно, мы встречаемся с ними в виде озарения, инсайта, интуиции. В работах М. Минского, а впоследствии Л. Микешиной была обоснована гипотеза о существовании так называемых устойчивых когнитивных структур, получивших название фреймов. Если осознанные, вербализованные и «означенные» структуры, как правило, являются частью того или иного человеческого языка и усваивается в процессе освоения речи, то существование невербальных, бессознательных когнитивных образований было окончательно обосновано лишь в конце ХХ века. В современной когнитологии эти явления получили название «когнитивных паттернов» - неких устойчивых структурно-функциональных образований, обеспечивающих целостность и смысловую наполненность человеческого познания.

Важное значение для исследования данной проблемы имеют концепции познавательного процесса, которые исходят из представлений о функционировании человеческого организма как целостной познающей системы в единстве всех его составляющих: телесного, физического, физиологического, психологического, духовного и интеллектуального начал. Одним из первых в отечественной философии заговорил об этом М. Мамардашвили, обративший внимание на телесную, организменную составляющую человеческого познания. Среди известных в настоящее время работ в этом направлении следует упомянуть труды Г. Бейтсона, У. Найссера, М. Мерло-Понти, У. Матураны и Ф. Варелы, а также Е. Князевой и Л. Микешиной.

В результате этих исследований современная эпистемология открыла для всеобщего понимания знание не как отражение онтологической действительности, а как организацию опытного мира живыми существами, основанную, с одной стороны, на необходимости поддержания жизнеспособности, с другой стороны – на коммуникации. В свете этих и других идей (М. Мерло-Понти, М. Полани) вопрос о взаимоотношениях «инструмента познания» (разума) и «тела» (живого организма) получает новые решения. Бессознательное в этом ключе представляет собой важную неконтролируемую область опыта, который, тем не менее, составляет также основу аутопоэзиса человека и социума.

При этом понятийный интеллект – коллективный коммуникативный разум социума выступает как язык самоописания-созидания реальности человеческого рода и хранилище социально значимой информации. Его инструмент – сознание – предписывает не только каким образом означивать те или иные восприятия, но и ограничивает сами восприятия-ощущения тем набором, который необходим и достаточен для жизни социального организма. Однако реальность впечатлений и ощущений неизмеримо больше необходимого социально узаконенного минимума – все, что свыше этого, образует сферу бессознательного. Однако то, что не попадает в пределы социально-значимой нормы, никуда не исчезает. Сознание не может заставить тело не чувствовать то, что оно чувствует, ведь ощущения тела – и есть его жизнь, способ проявленности индивида в реальности. Но сознание «умеет» многое не замечать. Особенно если это не имеет ценности для коммуникативного обмена и потому не попадает в рамки социальной нормы или даже не имеет названия. Таким образом, исследуя мышление как актуальный процесс, невозможно абстрагироваться от тела, охваченного аутопоэзисом, т.е. тела, созданного и воссоздающего само себя благодаря намерению индивида жить. Можно сказать, что тело – это и есть материализованное, опредмеченное осознание. Следует признать, что тело тоже инструмент разума, как и человеческая способность к символической деятельности, в частности, речь. Однако разум не равен речи – ощущения тела выходят за пределы любого описания, они не поддаются полной интерпретации. Тело всегда «знает» о ситуации больше, чем может сказать язык. Один из самых интересных подходов в этом направлении предлагает концепция аутопоэзиса. У. Матурана пишет: «В строгом смысле когнитивная область любого организма тождественная области его аутопоэзиса. Когнитивная система – это система, организация которой определяет область взаимодействий, где она может действовать значимо для поддержания самой себя, а процесс познания – это актуальное действование или поведение в этой области. Живые системы – это когнитивные системы, а жизнь как процесс представляет собой процесс познания. Это утверждение действительно для всех организмов, как располагающих нервной системой, так и не располагающих ею» [2, c. 154].

Основополагающий принцип этого подхода исходит из того, что слова есть лишь неадекватные ярлыки для опыта. «Одно дело – прочесть о забивании гвоздя в доску… и совсем другой опыт – почувствовать молоток в своей руке…» [3, c. 106]. Таким образом, исследователи данной концепции считают необходимым разбудить в человеке осознание практического знания, включенного в ситуацию и принадлежащего/полезного только «мне» и никому больше. Хранилище и инструмент такого знания – не понятийный интеллект, не система высказываний, а тело как система осознаваемых и бессознательных восприятий, ощущений и умений [3, c. 104]. Мы ездим на велосипеде, смеемся над шуткой, порождаем речь и т.д. – не с помощью сознательных логических размышлений, но и не бессознательно, иначе велосипедист свалился бы с велосипеда, а оратор думал бы над каждым словом в отдельности или говорил что-то бессмысленное. Мы делаем это вполне осознанно – на уровне тела, а не логических рассуждений.

Современные исследователи предлагают выделить особую способность человека относиться к действительности – наряду с бессознательным и сознательным отношениями существует и так называемое осознание. Это краткоживущая по отношению к стреле времени «прошлое-настоящее-будущее» способность человека, сосредоточенная, говоря феноменологическим языком, на острие гуссерлевского момента «теперь». Она обеспечивает жизнь индивида как телесно-воплощенного существа. Любые изменения, составляющие суть развития, возможны только «здесь и сейчас». Осознание является инструментом выживания человека, а точнее, самим этим конкретным человеческим существом. Когда нечто спрашивает себя, «кто я?» в потоке проживания жизни – то, что задает вопрос и беспокоится о том, чтобы жить – это и есть осознание. «В процессе бытия ценой выживания является вечная бдительность и желание узнать», - в этом высказывании Милтона Эриксона, одного из самых выдающихся психотерапевтов ХХ века, схвачена суть осознания [4, c.315]. «Бдительность» и «желание знать» как нельзя лучше характеризуют разум в актуальном настоящем проживании: без этого невозможны ни каждодневные дела, ни великие открытия.

Подводя итоги, можно сделать следующие выводы. Прежде всего, человек – это неотъемлемая часть окружающего мира, и неэффективно рассматривать его деятельность в отрыве от целостной системы взаимодействия с реальностью. Человеческое познание – активный, творческий процесс, осуществляющийся, во-первых, в согласии с законами окружающего мира; во-вторых, преобразующий не только свой внутренний мир, но и окружающую действительность. С вышесказанным теснейшим образом связано утверждение о целостности когнитивной системы человека и обязательной включенности в нее телесной, «организменной» составляющей. Такой подход делает особенно актуальными дальнейшие исследования «внепонятийных» составляющих познавательного процесса, а именно, его предпосылочного этапа, с одной стороны, и преломленного через призму личности познающего субъекта социально-ценностного компонента, с другой.

 

Перечень ссылок:

1.     Пугачева Л.Г. «Разум тела: шаг в реальность «здесь-и-сейчас»». НЛП и постнеклассическая эпистемология [Текст] / Пугачева Л.Г. // Философские науки. – 2010. – №2. – С. 104-112.

2.     Матурана У., Варела Ф. Древо познания [Текст] / Матурана У., Варела Ф. – М.: Прогресс-Традиция, 2001. – 315с.

3.     Бибихин В.В. Слово и событие [Текст] / Бибихин В.В. – М.: УРСС, 2001. – 278с.

4.     Эриксон М. Стратегия психотерапии [Текст] / Эриксон М. / Пер. с англ. – СПб.: Ювента, 1999. – 412 с.



Первая научно-практическая конференция
"Инновационный потенциал украинской науки - ХХI век"
(10-15 мая 2008 г.)


(отчет)
Вторая научно-практическая конференция
"Инновационный потенциал украинской науки - ХХI век"
(1-7 ноября 2008 г.)
(отчет)
Третья научно-практическая конференция
"Инновационный потенциал украинской науки - ХХI век"
(20-27 декабря 2008 г.)
(отчет)
Четвертая научно-практическая конференция
(10-17 апреля 2009 г.)
(отчет)
Пятая научно-практическая конференция
(20-27 мая 2009 г.)
(отчет)
Шестая научно-практическая конференция
(1-15 апреля 2010 г.)
(отчет)
Седьмая научно-практическая конференция
(28 мая - 7 июня 2010 г.)
(отчет)
Восьмая научно-практическая конференция
(05-12 декабря 2010 г.)
(отчет)
Девятая научно-практическая конференция
(27-31 декабря 2010 г.)
(отчет)
Десятая научно-практическая конференция
(15-23 марта 2011 г.)
(отчет)
Одинадцатая научно-практическая конференция
(26 апреля 04 мая 2011 г.)
(отчет)
Двенадцатая научно-практическая конференция
(28 мая - 06 июня 2011 г.)
(отчет)
Тринадцатая научно-практическая конференция
(28 октября - 09 ноября 2011 г.)
(отчет)
Четырнадцатая научно-практическая конференция
(12-20 декабря 2011 г.)
(отчет)
Пятнадцатая научно-практическая конференция
(01-07 марта 2012 г.)
(отчет)
Шестнадцатая научно-практическая конференция
(09-14 апреля 2012 г.)
(отчет)
Семнадцатая научно-практическая конференция
(22-26 октября 2012 г.)
(отчет)
Восемнадцатая научно-практическая конференция
(22-26 декабря 2012 г.)
(отчет)
Девятнадцатая научно-практическая конференция
(26 февраля - 3 марта 2013 г.)
(отчет)
Двадцатая научно-практическая конференция
(20-28 апреля 2013 г.)
(отчет)
Двадцать первая научно-практическая конференция
(13-18 мая 2013 г.)
(отчет)
Первая международная научно-практическая конференция
"Перспективные направления отечественной науки - ХХI век"
(13-18 мая 2013 г.)
(отчет)
Двадцать вторая научно-практическая конференция
(4-9 ноября 2013 г.)
(отчет)
Двадцать третья научно-практическая конференция
(10-15 декабря 2013 г.)
(отчет)
Двадцать четвертая научно-практическая конференция
(20-25 января 2014 г.)
(отчет)
Двадцать пятая юбилейная научно-практическая конференция
(3-7 марта 2014 г.)
(отчет)
Двадцать шестая научно-практическая конференция
(7-11 апреля 2014 г.)
(отчет)
Двадцать седьмая научно-практическая конференция
(20-25 мая 2014 г.)
(отчет)
Двадцать восьмая научно-практическая конференция
(08-13 октября 2014 г.)
(отчет)
Двадцать девятая научно-практическая конференция"
(19-25 ноября 2014 г.)
(отчет)
Тридцатая научно-практическая конференция
(19-25 января 2015 г.)
(отчет)
Тридцать первая научно-практическая конференция
(25 февраля - 1 марта 2015 г.)
(отчет)
Тридцать вторая научно-практическая конференция
(2 - 7 апреля 2015 г.)
(отчет)
Тридцать третья научно-практическая конференция
(20 - 27 мая 2015 г.)
(отчет)
Тридцать четвертая научно-практическая конференция
(13 - 17 октября 2015 г.)
(отчет)
Тридцать пятая научно-практическая конференция
(24 - 27 ноября 2015 г.)
(отчет)
Тридцать шестая научно-практическая конференция
(29 декабря 2015 - 5 января 2016 г.)
(отчет)
Тридцать седьмая научно-практическая конференция
(19 - 22 апреля 2016 г.)
(отчет)
Тридцать восьмая научно-практическая конференция
(23 - 25 мая 2016 г.)
(отчет)

На главную | Объявления | Отчеты предыдущих конференций | История Украины | Контакты

Copyright © Zinet.info. Разработка и поддержка сайта - Студия веб-дизайна Zinet.info