zinet home
home home
home ИНТЕЛЛЕКТ-ПОРТАЛ
home Стартовал прием материалов в сборник XХХIX-й научной конференции. Требования к публикациям - в разделе "Объявления".

На главную | Объявления | Отчеты предыдущих конференций | История Украины | Контакты

РЕСУРСЫ ПОРТАЛА:

Тридцать восьмая научно-практическая конференция
(23 - 28 мая 2016 г.)


Тридцать седьмая научно-практическая конференция
(19 - 22 апреля 2016 г.)


Тридцать шестая научно-практическая конференция
(29 декабря 2015 - 5 января 2016 г.)


Тридцать пятая научно-практическая конференция
(24-27 ноября 2015 г.)


Тридцать четвертая научно-практическая конференция
(13-17 октября 2015 г.)


Тридцать третья научно-практическая конференция
(20-27 мая 2015 г.)


Тридцать вторая научно-практическая конференция
(2-7 апреля 2015 г.)


Тридцать первая научно-практическая конференция
(25 февраля - 1 марта 2015 г.)


Тридцатая научно-практическая конференция
(19-25 января 2015 г.)


Двадцать девятая международная научно-практическая конференция
(19-25 ноября 2014 г.)


Двадцать восьмая международная научно-практическая конференция
(08-13 октября 2014 г.)


Двадцать седьмая научно-практическая конференция
(20-25 мая 2014 г.)


Двадцать шестая научно-практическая конференция
(7-11 апреля 2014 г.)


Двадцать пятая юбилейная научно-практическая конференция
(3-7 марта 2014 г.)


Двадцать четвертая научно-практическая конференция
(20-25 января 2014 г.)


Двадцать третья научно-практическая конференция
(10-15 декабя 2013 г.)


Двадцать вторая научно-практическая конференция
(4-9 ноябя 2013 г.)


Первая международная научно-практическая конференция
(14-18 мая 2013 г.)


Двадцать первая научно-практическая конференция
(14-18 мая 2013 г.)


Двадцатая научно-практическая конференция
(20-28 апреля 2013 г.)


Девятнадцатая научно-практическая конференция
(26 февряля - 3 марта 2013 г.)


Восемнадцатая научно-практическая конференция
(22-26 декабря 2012 г.)


Семнадцатая научно-практическая конференция
(22-26 октября 2012 г.)


Шестнадцатая научно-практическая конференция
(09-14 апреля 2012 г.)


Пятнадцатая научно-практическая конференция
(01 - 07 марта 2012 г.)


Четырнадцатая научно-практическая конференция
(12-20 декабря 2011 г.)


Тринадцатая научно-практическая конференция
(28 октября - 09 ноября 2011 г.)


Двенадцатая научно-практическая конференция
(28 мая - 06 июня 2011 г.)


Одинадцатая научно-практическая конференция
(26 апреля - 04 мая 2011 г.)


Десятая научно-практическая конференция
(15-23 марта 2011 г.)


Девятая научно-практическая конференция
(27-31 декабря 2010 г.)


Восьмая научно-практическая конференция
(05-12 декабря 2010 г.)


Седьмая научно-практическая конференция
(28 мая - 7 июня 2010 г.)


Шестая научно-практическая конференция
(1-15 апреля 2010 г.)


Пятая научно-практическая конференция
(20-27 мая 2009 г.)


Четвертая научно-практическая конференция
(10-17 апреля 2009 г.)


Третья научно-практическая конференция
(20-27 декабря 2008 г.)


Вторая научно-практическая конференция
(1-7 ноября 2008 г.)


Первая научно-практическая конференция
(10-15 мая 2008 г.)



НАШИ ПАРТНЕРЫ:

Студия веб-дизайна www.zinet.info



Студия ландшафтного дизайна Флора-МК


Уникальное предложение!



Сайт-визитка - теперь
всего за 200 грн!

подробнее>>>



УДК 159.9.07:001.89; 159.922; 159.96

 

ЗНАЧЕНИЕ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕССЕ РЕАБИЛИТАЦИИ ЛЮДЕЙ С АДДИКТИВНЫМ ПОВЕДЕНИМ МЕТОДАМИ ХРИСТИАНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ (АЛКОГОЛЬНАЯ И НАРКОТИЧЕСКАЯ ЗАВИСИМОСТЬ)

 

Якушенко С.С.

Украина, г. Острог,

Национальный университет «Острожская академия»

 

Резюме У цій статті розглянуто питання про можливість підвищення якості процесу реабілітації на християнських центрах. Вплив дотримання цілісності системи процесу реабілітації на кінцевий результат, а також відмітнності їх роботи. Частковий опис елементів процесу реабілітації та їх вплив на результати змін у психіці пацієнтів. Виявлено потенційні можливості підвищення якості реабілітації. Представлені аргументи відповідності науковим вимогам загальної схеми процесу реабілітації методами християнської психології. Ця тема має перспективу і вимагає глибокого вивчення і впровадження її до дії.

Ключові слова: залежність, реабілітація, психоактивні речовини, система, елемент, особистість, світогляд, система цінностей, етап, відчуття відповідальності

 

Резюме. В этой статье рассмотрен вопрос о возможности повышения качества процесса реабилитации на христианских центрах. Влияние соблюдения целостности системы процесса реабилитации на конечный результат, а также отличительные осбенности их работы. Частично описаны элементы процесса реабилитации и их влияние на результаты изменений в психике пациентов. Выявлено потенциальные возможности повышения качества реабилитации. Представлены аргументы соответствия научным требованиям общей схемы процесса реабилитации. Эта тема имеет перспективу и требует глубокого изучения и внедрения ее в практическое применение.

Ключевые слова: зависимость, реабилитация, психоактивные вещества, система, элемент, личность, мировоззрение, система цінностей, этап, чувство ответственности

 

Summary: In this article are examined: the question of the possibility of improving the quality of the rehabilitation process at Christian rehab centers; the effect of integritycompliance of the rehabilitation process on the final result: the distinctive features of their work. There are partly described the elements of the rehabilitation process and their impact on the results of changes in the patient's mind. There are revealed the potential possibilities of improving the quality of rehabilitation. There are presented arguments of therelevance of the general scheme of the rehabilitation process to scientific requirements. This topic has a perspective and requires a thorough research and implementation itinto practical application.

Keywords: аddiction, rehabilitation, psychoactive substances, personality, world outlook, values,stage, the feeling of responsibility.

 

Постановка проблемы. В рамках проекта приоритетного направления развития науки и техники (согласно с Законом Украины от 12.10.2010 № 2519-17) по разработке функциональной модели реабилитации людей, зависимых от психоактивных веществ, с использованием христианской психологии в научной лаборатори христианской этики, христианской психологи и христианской педагогики Национальный университет «Острожская академия», проводятся аналитические исследования работы христианских центров реабилитации в Украине. В процессе исследования для получения данных была изучена и проанализирована работа 30 христианских центров реабилитации западных, восточных, южных и центральних областей Украины. В результате была получена информация, которая указывает на большую разницу эффективности процесса реабилитации в обследованых центрах. Эта разница довольно значительна. Она колеблется от 10% до 53-54% количества пациентов прошедших реабилитацию с положительным результатом. В итоге анализа причины такого положения, было установлено то, что наибольшей эффективности достигают те центры, в которых разработана и практикуется наиболее полная система реабилитации. В центрах где отсутствуют те или иные, принципаильные элементы подобной системы, достигнутые результаты значительно ниже.

Формирование целей статьи. В связи с обширностью этой темы, в данной статье мы рассмотрим только шесть ключевых аспектов всего процесса реабилитации. Их отсутствие или недоброкачественное применение может существенно влиять на качество формирования целостностной личности. В рамках данной статьи будет дана короткая информация о результатов исследования свойств каждого из этих элементов и их функции в общей системе реабилитации. Так как успешность работы центров обусловлена несколькими факторам, в данной статье будет проведен анализ влияния полноты системы элементов реабилитации и соблюдение духовных законов в процессе формирования у подопечных целостного мировоззрения и конструктивной системы ценностей. Эти духовне принципы, о которых было сказано, записаны в Библейных текстах. Непрофессиональное их применение или недооценка значения, как правило приводит к значительному снижению эффективности процесса реабилитации.

Анализ исследований и публикаций. Вопрос деградациии личности и патологические осложнения психики человека в результате употреления им психоактивных веществ, обратил на себя вниманиене многих учених психологов. Таковыми являются: Б. Братусь, В. Слободчиков, В. Мей, Д. Поулисон, Э. Уэлч, Н. Сирота, В. Ялтонский, Д. Адамс, Р. Харрис и др.. В. Ялтонский выражает результаты своих наблюдений следующим обраом: «Преодоление зависимости — это продолжительный по времени процесс, состоящий из нескольких специфических стадий. Каждой стадии присущи определенные задачи, в процессе реализации которых развиваются определенные навыки. Если пациент не готов постоянно прогрессировать в этом направлении, исчерпывающим образом выполнять поставленные перед собой задачи и достигать целей, если он избегает постоянной работы в направлении изменений и не настроен эффективно преодолевать болезнь, то срыв неизбежен. В связи с этим становится очевидной необходимость работы с мотивацией пациента на всех этапах и стадиях его выздоровления» [8]. Такого же мнения придерживаются и работники христианских центров реабилитации. Для определения оптимальных сроков реабилитации потребовался длительный период. В результате этих экспериментальных изысканий было установлено, что для устойчивой ремиссии, оптимальный срок реабилитации составляет от 18 до 24 месяцев. Необходимость соблюдения таких сроков реабилитации обусловлена длительностью процесса формирования целостной личности и ее нового ценностно-волевого аппарата.

 Идеальности процесса реабилитации достигнуть невозможно, но для повышения эффективности работы христианских центров, специализирующихся на реабилитации людей зависимых от психоактивных веществ, перспектива имеется. Эту гипотизу подтверждает наличие центров с большой разницей эффективности. Назовем несколько основных аспектов, отсутствие которых чаще всего отмечено в процессе исследования: 1) отсутствует этап предварительной подготовки клиентов к прохождению реабилитации. Период, в начале которого человек заявил о своем желании избавится от зависимости, может длится от 3-4 до нескольких десятков дней. В течение этого времени, опекаемый должен собрать необходимые документы фиксирующие его состояние здоровья. В это время ему рекомендуестя приложить усилия к воздержанию от принятия психоактивных препаратов. Стараться не находится в тех местах, которые способствуют желанию употребить наркотик, спиртное, закурить сигарету. Таким образом зависимый начинает проявлять свое стремление к освобождению, сориентировав свое целеполагание на противостоянии греховным желаниям. 2) не соблюдается (или не учитывается) поэтапность духовного созревания (младенчество, отрочество, юношество), при переходе подопечным с одного этапа реабилитации на другой. Переход на второй етап сравнительно безболезнен – не меняется ни окружающая обстановка ни условия пребывания. Но переход на третий этап реабилитации и его реализация имеет особенности, которые вызывают бурные реакции в психике подопечного [3, С. 26-34]. Потому у пациента с несоответственным духовным уровнем, при переходе на третий этап реабилитации чаще всего возникают негативне последствия. Но и необоснованная задержка подопечного на стационаре, при достижении им необходимых знаний и опыта, тоже ведет к торможению процесса оздоровления психики. Более подробно эти явления будут описаны ниже; 3) активность или пассивность состояния психики человека, охарактеризированная в тексте Библии не берется в расчет или же берется частино, при выборе подхода к определенному элементу душепопечения – собеседование, наставление, урок: «… вразумляйте бесчинных, утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы ко всем.» (1Фесс.5:14) [4]; 4) не соблюдается принцип чистоты замещения (Еф.4:22-24) [4]. Кроме конструктивной духовной пищи, заложенной в тксте Библии, подопечный получает и ту духовную пищу, которая укрепляет позиции системы ценностей, которыми он руководствовался раньше. «… как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение; (1Пет. 2:2)[4]. Главная задача на этом этапе – разделить опекаемого с объектами идолопоклоннических устремлений. Так как зависимый подобен разрушенному городу (Притчи 25:28) [4] [6, с. 59]. В этом случае на центре реабилитации помогают построить «стены», чтобы оградить его от внешних не конструктивных влияний; 5) отсутствие третего этапа или его неполноценная реализация, в процессе которого приобретается навык практического применения полученых теоретических знаний в непосредственном соприкосновении с социумом (проживание за стенами центра, но под частичной опекой) «…твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла.» (Евр.5:14) [4] [5]; 6) отсутствует или задействовано в неполной мере, сотрудничество с родственниками подопечного. Такая семья, где мама и папа абсолютно зависят от желаний своего «ребенка», называется зависимой. С появлением в ней наркотика зависимость становится рабством. Это не значит, что родители не протестуют против наркомании. Они протестуют, но только на словах. На деле – с рабской покорностью обеспечивают великовозрастного ребенка, оплачивают его долги, освобождают от ответственности за его поступки. Для того чтобы заставить думать нашего пациента, надо изменить его жизненную ситуацию, а это могут сделать только те, кто ее создал, то есть те же родители. И сначала приходится заставлять думать их [5, С.174-201]. Отличительной особенностью населения Украины является желание родителей всеми своими силами облегчить жизнь своих детей. Это явление характеризуется распространенной фразой: «мы не жили, так пусть хоть дети поживут». Такой подход к воспитанию детей говорит о ложном понимании родителями своей функции в процессе устройства благосостояния своих детей. В результате такой гипер опеки у молодежи отсутствует стимул развиваться чувству ответственности за свои поступки, но активно формируется мировоззрение, основанное на эгоистических наклонностях. В результате такого воспитания складывается нестабильная личность, которая не в состоянии вырабатывать конструктивное целеполагание. Молодым людям с таким состоянием психики, свойственно попадать под то или иное негативное влияние, в том числе и употребление наркотиков, алкоголя, курения сигарет, беспорядочного секса и т.д. .

Изложение основного материала. Необходимость наличия этапа предварительной подготовки пациентов к прохождению реабилитации в христианском центре, обусловлена результатами длительного наблюдения и аналитического исследования этого элеменента. Наблюдения показали, что беспораядочный прием на реабилитацию приводит к негативным последствиям. Лица, которые поступили на реабилитацию, но лишь с целью пережить тяжкие времена (зимний период, удовлетворить настояния родных, «спрыгнуть» с дозы и т.д.), создавали «антисанитарную» обстановку в духовной атмосфере центра. В тайне от обслуживающего персонала пропагандировали «положительные» стороны прошлой жизни среди тех, кто принял решение изменить свой образ жизни. Создавали помехи служителю качественно проводить воспитательные мероприятия процесса реобилитации – вели себя дерзко, создавали группы единомышленников для нарушения запретных пунктов, правил проживання на центре. Чаще всего это выражалось в скрытом курении сигарет, незаконном овладевании вещами других пациентов, хранении и употреблении продуктов питания в запрещенной форме и т.д.. Такая атмосфера позникала в связи с тем, что на центре реабилитации не приемлемы силовые или манипулятивные методы воспитания. Пэтому неимеющие для себя цели изменять свой образ жизни, злоупотребляли лояльным отношением к ним. Подобная атмосфера не могла быть плодотворной и для тех, кто действительно хотел изменить свою жизнь. Поэтому был разработан порядок подготовительного этапа реабилитации описанный выше. Он, в определенной мере, ограждает попадание на центр реабилитации людей не имеющих цели изменить свой образ жизни. Такой порядок не безапелляционный, он предусматривает и индивидуальный подход в частном порядке. Такие случаи обачно, не являються тенденецией и рассматриваются на совете служителей центра, который собирается не менее одного раза в неделю.

Важность учета уровня духовного сотояния во время перехода со второго этапа (стационара), на третий етап (амбулаторный режим), невозможно переоценить. Дело в том, что одной из особенностей реабилитации методами христианской психологии является коренное изменение системы ценностей и мировоззрения у пациента от эгоцентрического к теоцентрическому. Этот феномен описан в Библии как «рождение свыше» (Иоа.3:3-6)[4]. В результате такого внутреннего преобразования, в человеке возрождается «дух», свойства котрого были утрачены человеком в момент грехопадения. Посредством этого духа, человек получает возможность противостоять животным инстинктам и не консруктивным эмоциональным проявлениям (похотям), в том числе и желанию употреблять наркотик, алкоголь, курить сигареты. Новой, духовной сущности человека свойственно развиваться и это развитие характеризуется несколькими этапами роста. Еще очень важно отметить то, что духовный рост происходит не зависимо от физиологического возраста человека. Сложности в связи с переменами системы ценностей чаще всего возникают с пациентами в преклонном воздасте, которым не просто кардинально изменится, отказашись от уже многими годами сложившихся стереотипов. Этим етапам, в некоторых аспектах, характерно сходство с процессом физиологического развития. Но временем протяженности от такового они существенно отличаются. Так, наблюдения показали, что характерные признаки пубертатного периода наступают через 8-10 месяцев после рождения свыше – «покаяние», греч. μετάνοια (метанойя) означает «перемена ума», «перемена мыслей».. Это соответствует подростковому возрасту 12-14 лет [3]. Потому для разработки модели переходного периода со второго этапа реабилитации на третий, можно частично использовать модель преемственности при переходе учащихся из начальной школы в среднее звено. При разработке этой модели были отмечены следующие психологические реакции школьников, свойственные также и пациентам реабилитационного центра: возникает больше самостоятельности и ответственности. При всем положительном отношении к предоставлению свободы и самостоятельности пятиклассники порой не знают, как правильно распорядиться этими ресурсами. Сферу действия свободы и самостоятельности пятиклассников надо расширять постепенно, одновременно показывая детям, где существуют ограничения этих факторов. Ведь свобода и вседозволенность – это не слова-синонимы, равно также как и самостоятельность, и отсутствие педагогической поддержки. Из-за неправильного толкования детьми обозначенных понятий часто приходится сталкиваться с нарушениями дисциплины [7]. От схемы реабилитации пятиклассников в переходный период, схему реабилитации взрослых людей, зависимых отличает то, что у школьников еще не сформирована система ценностей и их «пишут» с чистого листа. А вот люди, проходящие реабилитацию, уже имеют определенное мировоззрение и систему ценностей. Поэтому, для того, чтобы они увидели несостоятельность своей системы ценностей, которая способствовала разрушению личности, необходимо предоставить аргументы, которые бы обесценили уже имеющийся, негативный жизненный опыт – и предложить новую систему ценностей, как альтернативу, в которой нет психологической деструкции. Таким аргументом является Слово Божие (Библия). Свидетельства людей уже успешно прошедших реабилитацию, профилактические мероприятия и иная информация. Поскольку каждый человек, как личность, имеет свой, особенный уровень восприимчивости, то и аргументы, оказавшие влияние на принятие решения, могут быть различными.

Библейный текст: «вразумляйте бесчинных, утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы ко всем.», указывает на три фундаментальных, психологически деструктивных состояния человека, а также на методику разрешения этих проблем. Например, если к «бесчинному» применять методику утешения, то он еще больше утвердится в своем образе поведения. Или к «малодушному», применить методику поддерживания, то он еще глубже провалится в депрессию. Очень важно поставить верный «диагноз» подопечному. Ведь дело в том, что «бесчинный» не всегда проявляется видимым образом. Часто бывает, что человек с такой формой психической деструкции, скрывает свое истинное состояние и это затрудняет постановку правильного «диагноза». Это же может происходить как с «малодушными» так и со «слабыми». Поэтому для определения правильной методики работы с подопечным необходимо иметь необходимую базу знаний и опыта.

Принцип чистоты формирования мировоззрения и системы ценностей требует особого внимания к планированию распорядка дня, недели, всего периода реабилитации. Основной акцент такого подхода направлен на изменения на уровне мышления. Именно этот уровень и является одним из объектов исследования христианской психологией (Еф. 4:22-24)[4] «отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины». Состоянию зависимого человека характерно описание в книге Притчей Соломона 25:28 [4]: «Что город разрушенный, без стен, то человек, не владеющий духом своим». Находясь в таком состоянии опекаемый не в силах сам сформировать конструктивное целеполагание. И даже понимая опасность своего положения, он не способен устоять в истине. Поэтому на центре созданы условия стационара, чтобы максимально оградить зависимого от деструктивных влияний извне [1, с.182]. На центре для подопечных преподаются только христианские ценности и все то, что может вернуть его к прошлой жизни, даже мысленно, старательно устраняется. Не разрешаются даже разговоры о прошлой жизни между собой, чтобы не вызвать ностальгию. Ограничиваются телефонные разговоры. Разрешаются только по существу и только с родственниками. И это возможно только после того, как с ними поговорит служитель. Потому, что родные, не понимая психологического состояния подопечного, могут некорректной информацией спровоцировать у подопечного деструктивные желания. Или возбудить в нем мысли, которые будут его занимать постоянно и не давать места материалам программы обучения.

Третий этап имеет целью научить подопечного воплощать в практику обыденной жизни знания и навыки, приобретенные в стенах центра реабилитации. Человек учится сам обеспечивать свои нужды и строить конструктивные отношения с окружением. Этот процесс красочно отражен в (Еф. 4:28-29): «Кто крал, вперед не кради, а лучше трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделять нуждающемуся. Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим» [4]. Еще на этом этапе подопечный учится составлять свой бюджет и придерживаться его. В этот период у подопечного возникает много вопросов, касающихся всех сфер жизни человека. Поэтому работники центра всегда готовы помочь конструктивно разобраться с возникнувшей ситуацией. В таких случаях акцент ставится на то, чтобы подопечный сам учился анализировать ситуацию, делать выводы и принимать решения, основанные на христианских принципах. При этом они учатся принимать на себя ответственность за принятое решение. Особое место в этом элементе и во всем процессе реабилитации занимает обучение опекаемого искать совещательного решения. Умению принимать в ответ на свой вопрос, как «да» так и «нет». Быть способным изменять свои желания, если они не являются созидающими его душу (греч. ψυχή, лат. anima). Кроме того подопечный обязан посещать все церковные мероприятия и быть подотчетным старшему по квартире, назначенному работниками центра.

Отмечено, что реабилитация не должна ограничиватся только центром, на котором непосредственно совершается этот процесс. Но для получения эффективного результата необходимо задействовать все аспекты жизнедеятельности человека связанные с синдромом зависимости от психоактивных веществ. В этот круг вовлечены созависимые – родственники и близкие. «Работа с родственниками важнейшая составляющая реабилитации наркозависимого пациента. Мы считаем, что наркотизация больного – только симптом заболевания его семьи. Именно родственники обеспечивают, защищают, прикрывают от уголовной ответственности, «лечат» наркомана. При этом сами испытывают тяжелые моральные страдания: страх, вину, растерянность, одиночество, стыд, ощущение беспомощности перед страшным горем. Начинается лихорадочный поиск клиники, где за приличные деньги гарантируют «100-процентное исцеление» без их участия. Мы убеждены в том, что нельзя выпрямить часть, оставив искривленным целое. Поэтому нашим пациентом может быть только тот, чьи родственники активно посещают психотерапевтические группы для созавимимых. Для родственников, не имеющих такой возможности, есть консультативные пункты, где консультируют родственники наших бывших пациентов. По субботам работают открытые группы для созависимых [2]. Понятно, что есть родственники, которые не изъявляют желания сотрудничать, а бывает, что у зависимого их вообще нет, но желание освободится от смертоносного недуга, у этого человека есть огромное. В таком случае факт отсутствия родственников или их нежелание сотрудничать, не может быть помехой в прохождении реабилитации.

Выводы.

В результате проведеного исследования проблемы, получены доказательства того, что все элементы процесса реабилитации на христианских центрах – это составляющие целостной системы. Исходя из этого можно сделать вывод, что отсутствие или некачественная реализация какого либо из этих элементов, влечет за собой снижение эффективности процесса реабилитации. Путем разрешения этой проблемы может бать: 1) повышение профессиональных качеств руководителей и работников центров; 2) создание специализированной учебной базы, имеющей потенциал давать высшее образование в сфере реабилитации лиц с аддиктивным поведеним методами христианской психологи; 3) периодическое проведение систематического анализа работы центра с присутствием опытных специалистов в сфере реабилитации; 4) проведение тематических конфереций и семинаров. Проблемы поднятые в этой статье, требуют более глубокого исследования системы реабилитации людей зависимых от психоактивных веществ, проводившейся на христианских центрах реабилитации.

 

Литература:

1.     Александр Одемчук. Новая жизнь для зависимых людей. – Ровно: «Живое слово, 2011 г. – 269 с.

2.     Андрей Лубенский. / Узкобиологический взгляд на наркоманию, ведет в тупик… . [Электронний ресурс] / Андрей Лубенский. – Режим доступа: http://rcchoice.org

3.     Андреева А. Д. Учебник для студентов высших и средних специальных заведений. 3-е изд., перераб. и доп. М .: «Маркетинг», 2000. – 375 с.

4.     Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета / перевод пастора Б. Геце. – Chrisian Aid Ministries, 2008  

5.     Л. Саута, Я обязан помочь человеку как можно более чётко осознать, в чём состоит его выбор // Вестник Ассоциации Психиатров Украины. – 2007. – №1–2’07. – С. 174–201.

6.     Р. Харрис. «Ты моя жизнь» Зависимости: помощь порабощенному идолопоклоннику / обучение лидеров библейскому дешепопечению. – К., 2009 г. – 89 с.

7.     Ю. Пасынок, Преемственность при переходе учащихся из начальной школы в среднее звено // [Электронний ресурс] / Юлия Пасынок. – Режим доступа: preemstvennost_statya.doc

8.     В. Ялтонский, Основы психологической реабилитации лиц, зависимых от алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ // [Электронний ресурс] / В. Ялтонский. – Режим доступа: www.narcom.ru/parents/parents/48.html



Первая научно-практическая конференция
"Инновационный потенциал украинской науки - ХХI век"
(10-15 мая 2008 г.)


(отчет)
Вторая научно-практическая конференция
"Инновационный потенциал украинской науки - ХХI век"
(1-7 ноября 2008 г.)
(отчет)
Третья научно-практическая конференция
"Инновационный потенциал украинской науки - ХХI век"
(20-27 декабря 2008 г.)
(отчет)
Четвертая научно-практическая конференция
(10-17 апреля 2009 г.)
(отчет)
Пятая научно-практическая конференция
(20-27 мая 2009 г.)
(отчет)
Шестая научно-практическая конференция
(1-15 апреля 2010 г.)
(отчет)
Седьмая научно-практическая конференция
(28 мая - 7 июня 2010 г.)
(отчет)
Восьмая научно-практическая конференция
(05-12 декабря 2010 г.)
(отчет)
Девятая научно-практическая конференция
(27-31 декабря 2010 г.)
(отчет)
Десятая научно-практическая конференция
(15-23 марта 2011 г.)
(отчет)
Одинадцатая научно-практическая конференция
(26 апреля 04 мая 2011 г.)
(отчет)
Двенадцатая научно-практическая конференция
(28 мая - 06 июня 2011 г.)
(отчет)
Тринадцатая научно-практическая конференция
(28 октября - 09 ноября 2011 г.)
(отчет)
Четырнадцатая научно-практическая конференция
(12-20 декабря 2011 г.)
(отчет)
Пятнадцатая научно-практическая конференция
(01-07 марта 2012 г.)
(отчет)
Шестнадцатая научно-практическая конференция
(09-14 апреля 2012 г.)
(отчет)
Семнадцатая научно-практическая конференция
(22-26 октября 2012 г.)
(отчет)
Восемнадцатая научно-практическая конференция
(22-26 декабря 2012 г.)
(отчет)
Девятнадцатая научно-практическая конференция
(26 февраля - 3 марта 2013 г.)
(отчет)
Двадцатая научно-практическая конференция
(20-28 апреля 2013 г.)
(отчет)
Двадцать первая научно-практическая конференция
(13-18 мая 2013 г.)
(отчет)
Первая международная научно-практическая конференция
"Перспективные направления отечественной науки - ХХI век"
(13-18 мая 2013 г.)
(отчет)
Двадцать вторая научно-практическая конференция
(4-9 ноября 2013 г.)
(отчет)
Двадцать третья научно-практическая конференция
(10-15 декабря 2013 г.)
(отчет)
Двадцать четвертая научно-практическая конференция
(20-25 января 2014 г.)
(отчет)
Двадцать пятая юбилейная научно-практическая конференция
(3-7 марта 2014 г.)
(отчет)
Двадцать шестая научно-практическая конференция
(7-11 апреля 2014 г.)
(отчет)
Двадцать седьмая научно-практическая конференция
(20-25 мая 2014 г.)
(отчет)
Двадцать восьмая научно-практическая конференция
(08-13 октября 2014 г.)
(отчет)
Двадцать девятая научно-практическая конференция"
(19-25 ноября 2014 г.)
(отчет)
Тридцатая научно-практическая конференция
(19-25 января 2015 г.)
(отчет)
Тридцать первая научно-практическая конференция
(25 февраля - 1 марта 2015 г.)
(отчет)
Тридцать вторая научно-практическая конференция
(2 - 7 апреля 2015 г.)
(отчет)
Тридцать третья научно-практическая конференция
(20 - 27 мая 2015 г.)
(отчет)
Тридцать четвертая научно-практическая конференция
(13 - 17 октября 2015 г.)
(отчет)
Тридцать пятая научно-практическая конференция
(24 - 27 ноября 2015 г.)
(отчет)
Тридцать шестая научно-практическая конференция
(29 декабря 2015 - 5 января 2016 г.)
(отчет)
Тридцать седьмая научно-практическая конференция
(19 - 22 апреля 2016 г.)
(отчет)
Тридцать восьмая научно-практическая конференция
(23 - 25 мая 2016 г.)
(отчет)

На главную | Объявления | Отчеты предыдущих конференций | История Украины | Контакты

Copyright © Zinet.info. Разработка и поддержка сайта - Студия веб-дизайна Zinet.info