zinet home
home home
home ИНТЕЛЛЕКТ-ПОРТАЛ
home Стартовал прием материалов в сборник XХХIX-й научной конференции. Требования к публикациям - в разделе "Объявления".

На главную | Объявления | Отчеты предыдущих конференций | История Украины | Контакты

РЕСУРСЫ ПОРТАЛА:

Тридцать восьмая научно-практическая конференция
(23 - 28 мая 2016 г.)


Тридцать седьмая научно-практическая конференция
(19 - 22 апреля 2016 г.)


Тридцать шестая научно-практическая конференция
(29 декабря 2015 - 5 января 2016 г.)


Тридцать пятая научно-практическая конференция
(24-27 ноября 2015 г.)


Тридцать четвертая научно-практическая конференция
(13-17 октября 2015 г.)


Тридцать третья научно-практическая конференция
(20-27 мая 2015 г.)


Тридцать вторая научно-практическая конференция
(2-7 апреля 2015 г.)


Тридцать первая научно-практическая конференция
(25 февраля - 1 марта 2015 г.)


Тридцатая научно-практическая конференция
(19-25 января 2015 г.)


Двадцать девятая международная научно-практическая конференция
(19-25 ноября 2014 г.)


Двадцать восьмая международная научно-практическая конференция
(08-13 октября 2014 г.)


Двадцать седьмая научно-практическая конференция
(20-25 мая 2014 г.)


Двадцать шестая научно-практическая конференция
(7-11 апреля 2014 г.)


Двадцать пятая юбилейная научно-практическая конференция
(3-7 марта 2014 г.)


Двадцать четвертая научно-практическая конференция
(20-25 января 2014 г.)


Двадцать третья научно-практическая конференция
(10-15 декабя 2013 г.)


Двадцать вторая научно-практическая конференция
(4-9 ноябя 2013 г.)


Первая международная научно-практическая конференция
(14-18 мая 2013 г.)


Двадцать первая научно-практическая конференция
(14-18 мая 2013 г.)


Двадцатая научно-практическая конференция
(20-28 апреля 2013 г.)


Девятнадцатая научно-практическая конференция
(26 февряля - 3 марта 2013 г.)


Восемнадцатая научно-практическая конференция
(22-26 декабря 2012 г.)


Семнадцатая научно-практическая конференция
(22-26 октября 2012 г.)


Шестнадцатая научно-практическая конференция
(09-14 апреля 2012 г.)


Пятнадцатая научно-практическая конференция
(01 - 07 марта 2012 г.)


Четырнадцатая научно-практическая конференция
(12-20 декабря 2011 г.)


Тринадцатая научно-практическая конференция
(28 октября - 09 ноября 2011 г.)


Двенадцатая научно-практическая конференция
(28 мая - 06 июня 2011 г.)


Одинадцатая научно-практическая конференция
(26 апреля - 04 мая 2011 г.)


Десятая научно-практическая конференция
(15-23 марта 2011 г.)


Девятая научно-практическая конференция
(27-31 декабря 2010 г.)


Восьмая научно-практическая конференция
(05-12 декабря 2010 г.)


Седьмая научно-практическая конференция
(28 мая - 7 июня 2010 г.)


Шестая научно-практическая конференция
(1-15 апреля 2010 г.)


Пятая научно-практическая конференция
(20-27 мая 2009 г.)


Четвертая научно-практическая конференция
(10-17 апреля 2009 г.)


Третья научно-практическая конференция
(20-27 декабря 2008 г.)


Вторая научно-практическая конференция
(1-7 ноября 2008 г.)


Первая научно-практическая конференция
(10-15 мая 2008 г.)



НАШИ ПАРТНЕРЫ:

Студия веб-дизайна www.zinet.info



Студия ландшафтного дизайна Флора-МК


Уникальное предложение!



Сайт-визитка - теперь
всего за 200 грн!

подробнее>>>



Удк 159.9:316.37;316.6

 

РОЛЬ МОЛИТВЫ В ФОРМИРОВАНИИ ЦЕЛОСТНОСТНОЙ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ РЕАБИЛИТАЦИИ МОЛОДЕЖИ С АДДИКТИВНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ НА ХРИСТИАНСКОМ ЦЕНТРЕ

 

Якушенко С.С.

Украина, г. Острог,

Национальный университет «Острожская академия»

 

Резюме: У даній статті описані факти впливу молитви на формування цілісності особистості людини. А також підтвердження конструктивної діяльності цього феномена в процесі реабілітації людей з адиктивною поведінкою. Мета цього дослідження – визначити вплив молитви на зміни у психіці людини з наркотичною та алкогольною аддикцией . Виявити необхідні умови для формування ефективної молитви. Для цього в рамках даної статті ,наведені результати досліджень діїмолитви в процесі реабілітації людей з адиктивною поведінкою на християнському центрі .

Ключові слова: адиктивна поведінка, молитва, реабілітація, християнський центр, самореалізація, гріхопадіння, егоїзм, підопічний, любов, Бог, навчання

 

Резюме: В данной статье описаны факты влияния молитвы на формирование целостности личности человека. А также подтверждение конструктивной деятельности этого феномена в процессе реабилитации людей с аддиктивным поведением. Цель этого исследования – определить влияние молитвы на изменения в психике человека с наркотической и алкогольной аддикцией. Выявить необходимые условия для формирования эффективной молитвы. Для этого в рамках данной статьи, приведены результаты исследований действия молитвы в процессе реабилитации людей с аддиктивным поведением на христианском центре.

Ключевые слова: аддиктивное поведение, молитва, реабилитация, христианский центр, самореализация, грехопадение, эгоизм, подопечный, любовь, Бог, обучение.

 

Summary: This article describes the influence of prayer on the generationof human personal integrity. It also describes the evidences of the activity of this phenomenon in the process of rehabilitation of people with addictive behavior. The purpose of this study is to determine the effect of prayer on the changes of psyche of the humans with drug and alcohol addiction and to identify the necessary conditions for the generation of an effective prayer. In order to reach these goals within the article, there are shown the results of researches of effect of prayer during the rehabilitation of people with addictive behavior on the Christian RehabilitationCenter.

Keywords: addictive behavior, prayer, rehabilitation, Christian Center, self-realization, the Fall, selfishness, love, God, training.

 

Постановка проблемы. Во всех народах и временах, человек обращается к молитве. Молитвы составляют неизменную принадлежность всякого религиозного культа. У древних греков и римлян молитвы играли весьма важную роль при всех выдающихся событиях частной и общественной жизни. Пренебрежение к ним грозило гневом богов. На отдельные случаи (рождение, бракосочетаниe, испрошение урожая и т. п.) установлены были особые формулы молитвы, которые при общественных богослужениях произносились жрецами или магистратами. Молитве вообще приписывалась чудодейственная сила. Значение имели и внешние обряды, сопровождавшие молитву. К ней приступали, умыв предварительно руки. Во время молитвы древние воздевали руки к небу. Греки молились с непокрытой головой, римляне (и Иудеи) – с покрытой. Индусы читают свои молитвы по шарикам или кораллам, в чем усматривают прототип четок, употребляемых мусульманами и христианами. Механическое отношение к молитве достигает крайних пределов у буддистов и ламаитов, у которых даже существуют молитвенные машины или мельницы [7]. Данный текст, описывает молитвы, в большей степени формализованые, вплоть до механицизма. Кроме того, основной составляющей этих молитв является просьба об удовлетворении потребностей молящегося. Декларируются же они в требовательной (манипулятивной) форме, хотя и завуалированной под кроткий тон. Поэтому для того, чтобы молитва стала эффективным инструментом в процессе реабилитации методами христианской психологии, ее необходимо вывести из формализованного состояния и преобразовать в продуктивный инструмент формирования целостной личности.

Согласно своего предназначения, молитва является основным коммуникативным каналом общения человека с Богом или другими объектами поклонения. Однако в результате грехопадения человек унаследовал эгоистический принцип самореализации и преобладание материальной сферы его жизнеобеспечения над духовной. В соответствии с этим, формируются и молитвы. Они направлены на удовлетворение желаний человека, им самим определенных в разряд жизненно-необходимых. Подобное отношение к Богу или даже рукотворному божеству, является манипулятивным. Кроме того эти молитвы часто имеют похотливый характер и направлены на разрешение собственных проблем. Вместо того, чтобы разобраться в причинах возникновения этих явлений и больше не создавать предпосылок для их возникновения. Поэтому Бог, через Писания, указал необходимые условия для формирования молитвы, на основе теоцентрических принципов. Эти условия записаны в библейных текстах в виде заповедей и наставлений. Кроме того в Библии зафиксированы молитвы людей, совершавших духовные подвиги веры. Эти тексты предлагаются как ориентировочные примеры для формирования своей, собственной молитвы. Кроме того, чтобы человеку верно сформулировать молитву, Бог соучаствует в этом процессе непосредственно Духом Святым. Свидетельство об этом записано в Библии таким образом: «Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными. Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа, потому что Он ходатайствует за святых по воле Божией». (Рим. 8:26-27) [1].

Описанные выше подходы к молитве требуют тщательного изучения. Цель этого исследования – определить влияние молитвы на изменения в психике человека с наркотической и алкогольной аддикцией. Выявить необходимые условия для формирования эффективной молитвы. Для этого в рамках этой статьи будут приведены результаты исследований действия молитвы в процессе реабилитации людей с аддиктивным поведением в христианском центре.

Анализ исследований и публикаций.То,что молитва сконцентрировала на себе внимание многих известных учених, иногда прямо противоположных взглядов, говорит о том, что этот феномен занимает весомое место в человеческом бытии. Академик И. П. Павлов, на основании опытов пришел к выводу, что молитва не является недоступным науке феноменом, но является научно обоснованным процессом. Профессор В. Б. Слезин и кандидат медицинских наук И. Я. Рыбина вызвали заметный интерес ученых многих стран своим открытием необычного (уникального) феномена – особого состояния человека во время молитвы [5]. Ф. Е. Василюк, Фриц Перлз, Андрей Коновалов также вложили свою лепту в отношении молитвы. Джей Адамс говорит о молитве так: «Только посредством осознанного, молитвенного и настойчивого повиновения требованиям Писаний у подопечного могут развиваться и стать жизненной потребностью благочестивые навыки…» [3, с. 218]. Американский психиатр Дж. Т. Фишер выразил свое мнение о психологии на фоне евангельских принципов таким образом: «Если сложить все без исключения авторитетные статьи самых выдающихся психологов и психиатров по вопросам психической гигиены, хорошенько их сократить и очистить от словесной шелухи… и если самый талантливый в мире поэт сумеет кратко выразить эти чистейшие зерна научного знания, то в результате получится, всего лишь, примитивный и неполный пересказ Нагорной проповеди, не выдерживающий с нею никакого сравнения» [6].

Проявления действия молитвы очень явно можно наблюдать в процессе деятельности христианских центров. В которых совершают реабилитацию люди с аддиктивным поведением (алкоголь, наркотики, курение, игромания, гомосексуализм и т. д.). Но, максимально успешное воздействие молитвы обусловлено определенными требованиями к человеку или группе людей. Успешность деятельности христианских центров во многом зависит от понимания основной функции молитвы и от состояния души молящегося.

Изложение основного материала. Библии читаемые без молитвы; проповеди выслушиваемые без молитвы; браки заключаемые без молитвы; места жительства выбираемые без молитвы; дружбы, завязываемые без молитвы; непосредственный ежедневный акт личной молитвы, выполненный наспех – все это ступеньки ведущие вниз, до состояния духовного паралича. Данную формулировку значимости молитвы в повседневной жизни человека, Чарльз Райл подкрепляет описанием сокрушенных жизней ряда библейных персонажей. Кроме того он упоминает о древнем отце Церкви Оригене, которого язычники заставили принеси фимиам идолу. Они праздновали победу, видя его трудности и отступничество. Но язычники не знали о том факте, о котором сам Ориген говорит, что в то самое утро он в спешке покинул свою спальню не закончив свою обыкновенную молитву. Как мы можем видеть, отсутствие молитвенного отношения с Богом, ослабляет целостность сложившегося мировоззрения и систему ценностей человека. Такое состояние располагает к появлению сомнений и колебаний под воздействием различных внешних факторов. В результате чего человек теряет ориентир своей веры и принимает ошибочные решения. В последствии, о которых, очень сожалеет [4, с. 68].

Отсутствие молитвенного отношения с Богом или, если это отношение построено на манипулятивном основании, говорит о том, что человек не принимает Бога, как объект достойный для образа, на который необходимо ориентироваться в процессе формирования своего бытия. А так как человеку свойственно иметь объект подражания, то он будет искать его среди сотворенных Богом объектов. Будь то человек, животное или какое другое живое существо или неживой предмет (идол).

"Я – это Я, а ты – это ТЫ. Я делаю свое дело, а ты – свое. Я живу в этом мире не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям, а ты живешь не для того, чтобы соответствовать моим. И если мы случайно нашли друг друга, это прекрасно. Если нет, этому нельзя помочь" [2]. Приведенный текст гештальт-молитвы Фрица Перлза указывает на эгоистическую формулу построения отношений. Кроме того, эта молитва направлена человеком к самому себе с констатацией факта, который он сам и определил. Поэтому эта молитва имеет гуманистическую структуру. В этой, казалось бы противоречащей идее сравнения эгоизма с гуманизмом, как раз и заключается то, что гуманизм провозглашает человека вершиной мироздания. И вместе с этим провозглашается и эгоизм, который является сущностью человека, но приобретенной в результате грехопадения.

Молитва же, обращенная к Богу, обуславливает признание человеком Его величия над собой. А также принятие Его воли по отношению к тому или иному своему желанию. В результате вектор реализации «Я» направлен для благосостояния «Ты». В этом случае эгоцентричная концепция человеческих отношений преобразовывается в теоцентричную; по вертикали – к Богу и по горизонтали – к ближнему своему. Такое направление самореализации человека заложено в текстах двух заповедей Иисуса Христа, которые гласят:«…возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мтф. 22:36-39) [1].

Последователи различных школ йоги утверждают, что медитация – та же молитва, то же общение с Богом. Об этом также утверждают буддисты и мусульмане. На подобные заявления профессор В.Б. Слезин ответил результатом эксперимента. Для соблюдения научной чистоты опыта, был приглашен настоятель монастыря. Во время его молитвы производилась электроэнцефалограмма роботы мозга. «Результат нас ошеломил. Мы обнаружили, что в полном сознании в молитвенном состоянии православного священнослужителя электроэнцефалограмма показывала полное выключение коры мозга. Человек сидел и молился, но у него полностью отсутствовал электрический импульс, свидетельствующий о работе коры головного мозга. То есть мы наблюдали состояние полного отключения мозга при ясном сознании. Мы назвали этот феномен четвертым состоянием человека. До нашего открытия наука знала три состояния сознания человека: бодрствование, медленный и быстрый сон, которые отличаются друг от друга характерами электрических импульсов в коре. Теперь нам стало известно и еще одно состояние – полное отключение электрической активности коры головного мозга при полном сознании» [5]. Во время молитвы, которая соответствует условиям, описанным в Библии, происходит отожествление человека с Богом. Это возможно в случае освобождения человеческого мышления от предрассудков. Уходя из сферы образов, которая обусловлена агрессивной средой,человек разрывает патологические связи, в результате чего происходит выздоровление. Это выздоровление не обуславливается обязательно физиологическим здоровьем. В первую очередь, результат молитвы направлен на выздоровление духовного состояния человека.В процессе данного эксперимента была записана ЭЭГ католического священника во время его молитвы. В этом случае полного отключения мозга не наблюдалось. Результатом подобного эксперимента с мусульманином и дзэн-буддистом было то, что отключения коры мозга не произошло. Однако произошло снижение мощности альфа-ритма, в первом случае, а во втором наблюдалось возбуждение.

Результаты данного исследования подтверждают феноменальность деятельности молитвы. Однако это происходит только в том случае, если соблюдаются условия, предписанные в текстах Писания. Молитва же совершаемая посредством человеческих усилий, влияет только на эмоциональную сферу человека.

Если говорить о настоящей молитве, о которой было сказано выше, необходим ообратится снова к тексту Писаний, через тексты которого Христос говорит: «Сей род изгоняется постом и молитвой» (Мтф.17:21) [1]. В 58 главе книги пророка Исаии Бог дает предписание, в котором указано, каким должен быть пост. Все параметры этих рекомендаций направлены на устранение негативных явлений из характера человека. И в то же время, необходимость формирования качественно новых его параметров, основанных на принципах благочестия. Такое состояние исключает амбициозность, предвзятость, самоправедность, надменность, честолюбие, эгоизм. И именно такое состояние человека наиболее пригодно для совершения богоугодной молитвы. Еще один текст из Писаний констатирует: «Приклоните ухо ваше, и придите ко Мне, послушайте и жива будет душа ваша» (Ис. 55:3) [1]. Данный текст также указывает на то, что обращаясь к Богу, необходимо освободить свое мышление от посторонних мыслей и без предвзятости приступить к Источнику истинной мудрости.

Такое состояние души необходимо поддерживать всем работникам христианского центра реабилитации. Это необходимо для того, чтобы иметь силу противостоять всевозможным проявлениям человеческого эгоизма во время работы с подопечными. И в то же время проявлять к подопечному любовь, не глядя на то, что он выражает агрессию или какие либо другие негативные реакции в отношении служителя. Кроме того, такое состояние делает душепопечителя свидетельством для подопечных о реальности перемен в человеке.

Для формирования целостной личности молитва занимает ключевое место в процессе реабилитации на христианском центре. Дело в том, что целостность личности у человека в основном получает поражение еще в детстве. Это происходит в результате того, что родители, не имеющие молитвенного отношения с Богом, не могут иметь единства в отношениях между собой. А так как человек имеет особенностью принимать за образ подражания только один объект, то в таком случае у ребенка происходит постоянная борьба в связи с определением истинности объекта поклонения. Об этом принципе в Писании сказано следующее: «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и мамоне» (Мтф. 6:24) [1]. Поэтому Бог предрек, что муж и жена должны стать одной плотью, чтобы в единстве предстать перед своим ребенком, как одно целое для объекта подражания. «Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут два, одна плоть» (Быт.2:24; Еф. 5:31) [1]. Кроме того есть еще одна причина дестабилизации личности, это воспитание ребенка в атмосфере подавления личностных проявлений. Такой подход также не способствует формированию его индивидуальных качеств. Ведь основы своего мировоззрения и систему ценностей, ребенок активно формирует только тогда, когда понимает и принимает эти основы добровольно. О конструктивном подходе к воспитанию детей, текст Писания констатирует следующее: «И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Еф.4:6) [1].

Так как, нестабильное состояние личности, является активным фактором расположенности молодого человека к употреблению наркотических веществ, христианская психология ставит перед собой задачу решения вопроса восстановления целостности личности. Практическое решение данного вопроса можно пронаблюдать в период реабилитации людей с аддиктивным поведением на христианском центре реабилитации. Молитва же имеет ключевую роль в этом процессе.

Рассмотрим оссобенности применения молитвы в реабилитационном центре. Перед молитвой служитель в нескольких словах обращает внимание подопечных на предстоящее священнодействие. Это он делает для того, чтобы подопечные могли сконцентрироваться на объекте молитвенного обращения. Изучение же молитвы начинается с молитвы «Отче наш». Структура этой молитвы лежит в основе всех молитв. Подопечных с первого дня приучают к провозглашению молитвы при всех начинаниях своей деятельности. После того, как проснулся – поблагодарить Бога за прошедшую ночь и наступивший новый день, потом – общая молитва перед утренним чтением Библии, с просьбой к Господу, чтобы Он посредством Духа Святого, через Слово, открывал Свою волю каждому из читающих. Следующая молитва перед приемом пищи за завтраком – благодарность Богу за заботу и просьба благословить трапезу. При распределении на работу, также совершается молитва, чтобы Господь сохранил от зла и дал мудрости разрешать возникающие ситуации в свете Его Слова. Перед обедом провозглашение молитвы сопровождает получасовое чтение Библии. После чтения – обед, перед началом которого совершается молитва благодарения за трапезу. После обеденного перерыва, приступая к работе, молитвенное обращение к Богу дает подопечным надежду на то, что Господь поддержит их в трудную минуту. В конце трудового дня снова совершается молитва благодарения Богу за то, что Он Своим присутствием и заботой ободрял их и хранил. Перед проведением духовно-моральных образовательных мероприятий также провозглашается молитва. В этой молитве отражена просьба к Богу содействовать в учебном процессе. После проведения данного мероприятия – молитва благодарения Богу за полученные от Него наставления, а также просьба о том, чтобы Господь дал силу применять в своей жизни принципы, которым подопечные обучались в течение этого занятия. По окончании очередного духовно-морального мероприятия и личного часа – молитва благодарения за ужин. Свободное время, начинается после ужина и кончается перед началом подведения итогов дня. Его также можно использовать для провозглашения молитв личного плана – за свое здоровье, за здоровье родных и близких, молитвы материального характера и т. д. . Так как у подопечных остались друзья, имеющие зависимость, они молятся о этих людях, чтобы Бог пробудил у них желание восстановить отношения с Ним с надеждой получить свободу от зависимости через такое примирение.

Созависимые друзья подопечных являются одним из основных каналов распространения информации о центре и его результатах работы. Вечернее подведение итогов дня также начинается с молитвы. Ее совершает ответственный за центр, который и координирует проведение данного мероприятия.

Подведение итогов дня имеет цель научить подопечных анализировать ситуации, которые происходили с нимина протяжении дня, оценивать их на фоне христианских принципов,делать соответствующие выводы. Таким образом, подопечные приобретают опыт формирования целеполагания, а также опыт брать на себя ответственность за принятое решение. Во время такого общения подопечные, по желанию, свидетельствуют о каком либо эпизоде своей жизнедеятельности, произошедшим с ним в течение дня, рассказывают о своих переживаниях, когда они принимали решение совершать тот или иной поступок. Или когда они отказывались от определенных мыслей, если они были греховными. Также рассказывают о том, какая борьба происходила в их мыслях между противоречивыми желаниями, как они делали выбор между различного рода мыслями и т. д. Обычно, не все готовы к такой откровенности, это и не является целью. Но такой подход стимулирует к откровенности тех, кто недавно поступил на реабилитацию. Они видят, что в таком общении нет подвоха и никто потом не использует высказанные переживания против него. Такой подход стимулирует подопечных к открытости, результатом которой является формирование внутренней свободы. Человек не имея в себе того, что надо скрывать, не имеет страха. Данный текст из Библии констатирует этот духовный закон:«Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине; если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха» (1Иоа.1:6-7) [1].

При необходимости ответственный помогает правильно оценивать сложившиеся ситуации, а также принять соответствующее решение. Кроме того, он готов ответить на возникающие вопросы. Для того, чтобы подопечные внутренне раскрепощались, служителю необходимо создавать обстановку, располагающую к откровенной беседе. После подведения итогов совершается молитва. К участию в ней приглашаются все желающие. В таких случаях молитвы совершаются поочередно, чтобы молящиеся не мешали друг другу выразить свои чувства перед Богом. Молитвы совершаются своими словами, кроме того они не должны быть многословными, но конкретизированными по своей сути. Давление же на подопечных, для того, чтобы они совершали молитву не допускается. По окончанию общения ответственный совершает общую молитву, в которой звучит и просьба к Богу о благословении на сон.

Кроме описанных выше молитв, которые провозглашаются традиционно, применяются молитвы личностные и не регламентные. Личностнаяэто молитва, которой Иисус Христос учил Своих учеников: «Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мтф.6:6) [1]. С такой молитвой подопечный учится обращаться к Богу без присутствия посторонних. Эта молитва не ограничивается временем и может продолжатся длительный период. Такая молитва, в первую очередь, направлена на формирование христианского мировоззрения, например: «Испытай меня, Боже, и узнай сердце мое; испытай меня и узнай помышления мои; и зри, не на опасном ли я пути, и направь меня на путь вечный» (Пс.138:23-24)[1].

Не регламентные молитвы совершаются в нестандартных случаях, например: во время приема на реабилитацию; перед началом и в конце душепопечительской беседы с подопечным; по просьбе подопечного, при возникновении у него нужды в молитвенной поддержке; перед началом собрания служителей центра и т. д. Подопечные должны научится понимать то, что в ответе на молитву последнее слово – за Богом. И поэтому, молясь о чем-либо, необходимо быть готовым получить ответ как «Да», так и «Нет», или же «Подожди».

Обычно вновь поступившие на реабилитацию не знают как молится и не имеют особой веры в действие молитвы. Кроме того, у них срабатывает синдром страха перед мнением человека. Особенно это проявляется, когда подопечному предлагают помолится вслух. Подопечный не может выдавить из себя ни одного слова. В этом случае нельзя давить на человека, принуждая его молится. Срабатывает защитная реакция, запинающая волю человека, а силы преодолеть проявление гордыни, у него еще нет. Такой подход лишает человека возможности начать осознанно прикладывать усилия, чтобы победить внутреннее противление. Давление же на него только усиливает это противостояние. В таком случае необходимо дать человеку время адаптироваться к обстановке. Обычно, он потихоньку начинает «оттаивать» и глядя на рядом молящихся и сам начинает произносить первые слова молитвенного обращения к Богу.

Почему необходимо учить подопечных молится вслух? Так как в светском обществе поклонение Богу считается слабостью и над теми, кто поклоняется Ему, часто можно услышать насмешки. По этой причине бывает, что молодые люди бояться вызвать к себе подобное отношение. Стимулирующим фактором изменения отношения к поклонению Богу является текст из Библии: «Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами» (Мрк. 8:38) [1]. Кроме того, подопечному поясняют причину страха и показывают пути решения этого вопроса. Результатом победы над страхами является формирование личности, неподвластной внешним влияниям, но имеющей самой в себе ценностно-волевой потенциал для принятия правильного решения, основанного на христианских ценностях.

Кроме того, в программу обучения молитве входит и приобретение понятия предназначения молитвы. Изучаются причины потери ее эффективности, а также пути, которые ведут к повышению значимости молитвы в глазах Бога. Рассмотрим основные причины, которые могут стать «препятствием в молитве». Насколько важны правильные отношения человека с Богом для совершения молитвы, можно увидеть из следующего текста: «Откуда у вас вражды и распри? не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших? Желаете – и не имеете; убиваете и завидуете – и не можете достигнуть; препираетесь и враждуете – и не имеете, потому что не просите. Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений» (Иак. 4:1-3) [1]. В этом тексте Библии изложена основная причина несостоятельности молитвы. Вожделения – это желания, которые владеют человеком и требуют достижения своих целей независимо от того, угодны они Богу или нет. И если человек, находясь в таком состоянии,не получает удовлетворения своим похотям, он воюет против того, кто оказался причиной несостоявшегося желания. В конечном итоге, этой причиной является Бог. В этом случае молящийся человек представляет Бога как своего подчиненного, который обязан удовлетворять его желания.

Второе условие, которое имеет огромное значение для эффективности молитвы, обусловлено следующими словами Иисуса Христа:«Если пребудете во Мне, и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам» (Иоа.15:7) [1]. Люди по ошибке или невнимательности замечают только вторую часть этого текста, не обращая внимания на первую. А именно там указано условие, которое необходимо соблюдать, чтобы иметь надежду получить ответ на молитву. А совершается ожидаемое потому, что в состояния гармонии с Богом, человек будет молится о том, что Бог одобряет.

Состояние горизонтального направления отношений, имеет не менее важное значение, по отношению к значимости молитвы. Об этом утверждает следующий текст из Писания: «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мтф. 5:23-24) [1]. Этот текст больше относится к посторонним людям. А вот следующий текст относится к отношениям в семье: «Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах» (1Пет. 3:7) [1]. Из этого следует то, что качество молитвенного отношения с Богом зависит от состояния отношений человека с ближними. И если эти отношения для него важны, то молящийся, всегда будет стремится устранять все проблемы, которые могут быть помехой для его молитвенной связи с Господом.

Недавнее исследование ученых из Университета Огайо (США) показало, что молитва за других людей помогает справиться с негативными эмоциями – гневом, тоской, чувством одиночества. Если молитва направлена на тех, кому хуже, чем вам, то утихает гнев, становится на душе лучше. Их эксперименты показали, что молитва за больных и страждущих помогает забыть об оскорблении. Ученые полагают, что молясь, люди переосмысливают события, которые запустили механизм негативных эмоций у них. Произошедшее воспринимается, не так близко к сердцу. Источник страданий становится отвлеченным, далеким, сознание переключается на отдаленные объекты, своя боль забывается [6].

Необходимо отметить внимательность американских ученых к молитве. Об этом феномене мы можем узнать из результатов исследования молитвы положительных библейских персонажей. Все их молитвы направлены на созидание своей души или ходатайство за других людей и прославление Бога. Они имеют теоцентрический вектор направления молитвы, как по горизонтали так и по вертикали. В то же время, молитвы за свое материальное благосостояния провозглашаются очень редко. И даже в этом случае они имеют духовное начало. Апостол Павел обращался к Богу в молитве о том, чтобы Он удалил жало из его плоти. Павел делает это для того, чтобы жало не было помехой его служению. Молитвы о духовном первоочередными являются потому, что, если у человека мировоззрение будет сформировано на христианских ценностях, то он будет и свое материальное бытие конструктивно формировать.

Молитва – это монолог. Но для того, чтобы общение с Богом стало диалогом, необходимо еще и услышать то, что Бог говорит молящемуся. Это может произойти тогда, когда молящийся будет не тольков молитве обращаться к Богу с какой либо просьбой. Для этого необходимо еще и стремление услышать ответ от Бога. Это может произойти через чтение Библии, через проповедь в церкви. Бог также может проговорить к человеку через человека и даже через животный мир, как это было с Валаамом. В результате соблюдения описанных выше условий молитва будет конструктивным диалогом, тогда в полную силу заработает обетование Иисуса Христа (Иоа.15:7) [1].

Так как молитва является спутницей веры, то это способствует возрастанию и того и другого феномена. Вера же в то, что Бог является началом и сутью бытия, способствует формированию целостной личности. Молитва же, в данном случае, является фактом волеизъявления молящегося. Данный фактор указывает на особую расположенность его, принять за основы своей жизнедеятельности принципы,записанные в Библии. Такое состояние человека способно принимать Иисуса Христа, как самый совершенный образ для подражания. Выбор такого ориентира, является верной предпосылкой формирования целостной личности. Дело в том, что Христос не изменяется, не имеет моральных или физических дефектов, кроме этого – Он вечен. Поэтому для формирования целостной личности на основе Его образа, не возможно найти более целостного объекта подражания. Стремление же подражать человеку, который подвержен старению, болезням и наконец – смерти, приводит к разочарованию в жизни, депрессиям и даже к самоубийствам. Это самое невыносимое несовершенство разрушает целостность личности. Подобное состояние возникает потому, что найти ориентир, который освободит человека от власти описанных выше предпосылок, с помощью искаженных грехом стереотипов невозможно. И таким образом, человек постоянно находится в поиске от одной надежды к другой.

Данные исследования деятельности христианских реабилитационных центров проводились в рамках выполнения проекта приоритетного направления развития науки и техники (согласно с Законом Украины от 12.10.2010 № 2519-17) «Разработка функциональной модели реабилитации людей, зависимых от психоактивных веществ с использованием христианской психологии». Исполнителем этой работы является научная лаборатория христианской этики, христианской психологии и христианской педагогики Национального университета «Острожская академия». Результаты проведенных исследований в 30 христианских центрах реабилитации показали, что посредством молитвы человек с аддиктивным поведением действительно освобождается от зависимости.

Важно отметить, что во всех этих случаях на реабилитацию пациенты поступали добровольно. При этом к нимне применялось никакого медикаментозного или психофизиологического вмешательства. В основном освобождение происходит в течение 1-2 суток в результате интенсивной молитвы как персонала центра, так и уже находящихся на реабилитации пациентов. Кроме того, молитвенную поддержку этому человеку оказывает вся община, при которой содержится данный центр реабилитации. Таким образом, освобождение от зависимости зафиксированов 85-90% случаях. У остальных освобождение происходит немного позже. Была замечена удивительная деталь – даже те люди, которые попали на центр не по своему желанию и только искали повода, чтобы покинуть центр, тоже получали освобождение. Но в последствии, когда возвращались к прежнему образу жизни, зависимость к ним возвращалась и к тому же с удвоенной силой.

Выводы. Исходя из полученных данных, есть основания полагать, что молитва действительно имеет в себе потенциал, способный влиять на устранение аддикции у человека. А также на конструктивное формирование целостной личности. В результате этого человек приобретает психологический иммунитет, посредством которого может противостать против неконструктивных желаний и против внешних соблазнов. Согласно данного вывода, молитва должна занимать одно из ключевых мест в процессе реабилитации зависимых от психоактивных веществ. Поэтому необходимо, чтобы реабилитолог сам имел твердую веру Божию (Мрк.11:23) [1] и посредством этого мог и подопечным помочь развивать в себе ту же веру в силу молитвы.

 

Литература:

1.     Библия / Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета / русский перевод с параллельными местами. – Кишинев, 1995. – 1298 с.

2.     Гештальт-молитва Фрица Перлза: [Электронныйресурс] / Андрей Коновалов, Материалы по психологии. – Режим доступа: http://www.psy-helper.ru/geshtalt-molitva.html

3.     Джей Адамс. Учебник по христианскому душепопечению: практика вразумляющего душепопечения / Джей Адамс. – Харьков, 2002. – 495с.

4.     Джон Райл. Практическая религия / Пер. с англ. С. Денисюк. – Ровно: ХМ «Живое слово», 2011. – 416с.

5.     Сенсационное открытие ученых Института имени В. М. Бехтерева Молитва как особое состояние человека: [Электронный ресурс] / Валентина Козак: "Русский дом" // № 7, 1999. – Режим доступа: http://www.zagorsk.ru/ duhovn/diskuss4/

6.     Ученые о молитве: [Электронны йресурс] / Автор Lena_DIIIEM – 29.01.2013. – Режим доступа: http://2012god.ru/uchenye-o-molitve/comment-page-5/

7.     Энциклопедический словар: [Электронный ресурс] / Ф.А. Брокгауз, И. Ефрон. // Молитвы, Портал Поиск Слов. com. – Режим доступа: http://poiskslov.com/word/молитвы/



Первая научно-практическая конференция
"Инновационный потенциал украинской науки - ХХI век"
(10-15 мая 2008 г.)


(отчет)
Вторая научно-практическая конференция
"Инновационный потенциал украинской науки - ХХI век"
(1-7 ноября 2008 г.)
(отчет)
Третья научно-практическая конференция
"Инновационный потенциал украинской науки - ХХI век"
(20-27 декабря 2008 г.)
(отчет)
Четвертая научно-практическая конференция
(10-17 апреля 2009 г.)
(отчет)
Пятая научно-практическая конференция
(20-27 мая 2009 г.)
(отчет)
Шестая научно-практическая конференция
(1-15 апреля 2010 г.)
(отчет)
Седьмая научно-практическая конференция
(28 мая - 7 июня 2010 г.)
(отчет)
Восьмая научно-практическая конференция
(05-12 декабря 2010 г.)
(отчет)
Девятая научно-практическая конференция
(27-31 декабря 2010 г.)
(отчет)
Десятая научно-практическая конференция
(15-23 марта 2011 г.)
(отчет)
Одинадцатая научно-практическая конференция
(26 апреля 04 мая 2011 г.)
(отчет)
Двенадцатая научно-практическая конференция
(28 мая - 06 июня 2011 г.)
(отчет)
Тринадцатая научно-практическая конференция
(28 октября - 09 ноября 2011 г.)
(отчет)
Четырнадцатая научно-практическая конференция
(12-20 декабря 2011 г.)
(отчет)
Пятнадцатая научно-практическая конференция
(01-07 марта 2012 г.)
(отчет)
Шестнадцатая научно-практическая конференция
(09-14 апреля 2012 г.)
(отчет)
Семнадцатая научно-практическая конференция
(22-26 октября 2012 г.)
(отчет)
Восемнадцатая научно-практическая конференция
(22-26 декабря 2012 г.)
(отчет)
Девятнадцатая научно-практическая конференция
(26 февраля - 3 марта 2013 г.)
(отчет)
Двадцатая научно-практическая конференция
(20-28 апреля 2013 г.)
(отчет)
Двадцать первая научно-практическая конференция
(13-18 мая 2013 г.)
(отчет)
Первая международная научно-практическая конференция
"Перспективные направления отечественной науки - ХХI век"
(13-18 мая 2013 г.)
(отчет)
Двадцать вторая научно-практическая конференция
(4-9 ноября 2013 г.)
(отчет)
Двадцать третья научно-практическая конференция
(10-15 декабря 2013 г.)
(отчет)
Двадцать четвертая научно-практическая конференция
(20-25 января 2014 г.)
(отчет)
Двадцать пятая юбилейная научно-практическая конференция
(3-7 марта 2014 г.)
(отчет)
Двадцать шестая научно-практическая конференция
(7-11 апреля 2014 г.)
(отчет)
Двадцать седьмая научно-практическая конференция
(20-25 мая 2014 г.)
(отчет)
Двадцать восьмая научно-практическая конференция
(08-13 октября 2014 г.)
(отчет)
Двадцать девятая научно-практическая конференция"
(19-25 ноября 2014 г.)
(отчет)
Тридцатая научно-практическая конференция
(19-25 января 2015 г.)
(отчет)
Тридцать первая научно-практическая конференция
(25 февраля - 1 марта 2015 г.)
(отчет)
Тридцать вторая научно-практическая конференция
(2 - 7 апреля 2015 г.)
(отчет)
Тридцать третья научно-практическая конференция
(20 - 27 мая 2015 г.)
(отчет)
Тридцать четвертая научно-практическая конференция
(13 - 17 октября 2015 г.)
(отчет)
Тридцать пятая научно-практическая конференция
(24 - 27 ноября 2015 г.)
(отчет)
Тридцать шестая научно-практическая конференция
(29 декабря 2015 - 5 января 2016 г.)
(отчет)
Тридцать седьмая научно-практическая конференция
(19 - 22 апреля 2016 г.)
(отчет)
Тридцать восьмая научно-практическая конференция
(23 - 25 мая 2016 г.)
(отчет)

На главную | Объявления | Отчеты предыдущих конференций | История Украины | Контакты

Copyright © Zinet.info. Разработка и поддержка сайта - Студия веб-дизайна Zinet.info