zinet home
home home
home ИНТЕЛЛЕКТ-ПОРТАЛ
home Стартовал прием материалов в сборник XХХIX-й научной конференции. Требования к публикациям - в разделе "Объявления".

На главную | Объявления | Отчеты предыдущих конференций | История Украины | Контакты

РЕСУРСЫ ПОРТАЛА:

Тридцать восьмая научно-практическая конференция
(23 - 28 мая 2016 г.)


Тридцать седьмая научно-практическая конференция
(19 - 22 апреля 2016 г.)


Тридцать шестая научно-практическая конференция
(29 декабря 2015 - 5 января 2016 г.)


Тридцать пятая научно-практическая конференция
(24-27 ноября 2015 г.)


Тридцать четвертая научно-практическая конференция
(13-17 октября 2015 г.)


Тридцать третья научно-практическая конференция
(20-27 мая 2015 г.)


Тридцать вторая научно-практическая конференция
(2-7 апреля 2015 г.)


Тридцать первая научно-практическая конференция
(25 февраля - 1 марта 2015 г.)


Тридцатая научно-практическая конференция
(19-25 января 2015 г.)


Двадцать девятая международная научно-практическая конференция
(19-25 ноября 2014 г.)


Двадцать восьмая международная научно-практическая конференция
(08-13 октября 2014 г.)


Двадцать седьмая научно-практическая конференция
(20-25 мая 2014 г.)


Двадцать шестая научно-практическая конференция
(7-11 апреля 2014 г.)


Двадцать пятая юбилейная научно-практическая конференция
(3-7 марта 2014 г.)


Двадцать четвертая научно-практическая конференция
(20-25 января 2014 г.)


Двадцать третья научно-практическая конференция
(10-15 декабя 2013 г.)


Двадцать вторая научно-практическая конференция
(4-9 ноябя 2013 г.)


Первая международная научно-практическая конференция
(14-18 мая 2013 г.)


Двадцать первая научно-практическая конференция
(14-18 мая 2013 г.)


Двадцатая научно-практическая конференция
(20-28 апреля 2013 г.)


Девятнадцатая научно-практическая конференция
(26 февряля - 3 марта 2013 г.)


Восемнадцатая научно-практическая конференция
(22-26 декабря 2012 г.)


Семнадцатая научно-практическая конференция
(22-26 октября 2012 г.)


Шестнадцатая научно-практическая конференция
(09-14 апреля 2012 г.)


Пятнадцатая научно-практическая конференция
(01 - 07 марта 2012 г.)


Четырнадцатая научно-практическая конференция
(12-20 декабря 2011 г.)


Тринадцатая научно-практическая конференция
(28 октября - 09 ноября 2011 г.)


Двенадцатая научно-практическая конференция
(28 мая - 06 июня 2011 г.)


Одинадцатая научно-практическая конференция
(26 апреля - 04 мая 2011 г.)


Десятая научно-практическая конференция
(15-23 марта 2011 г.)


Девятая научно-практическая конференция
(27-31 декабря 2010 г.)


Восьмая научно-практическая конференция
(05-12 декабря 2010 г.)


Седьмая научно-практическая конференция
(28 мая - 7 июня 2010 г.)


Шестая научно-практическая конференция
(1-15 апреля 2010 г.)


Пятая научно-практическая конференция
(20-27 мая 2009 г.)


Четвертая научно-практическая конференция
(10-17 апреля 2009 г.)


Третья научно-практическая конференция
(20-27 декабря 2008 г.)


Вторая научно-практическая конференция
(1-7 ноября 2008 г.)


Первая научно-практическая конференция
(10-15 мая 2008 г.)



НАШИ ПАРТНЕРЫ:

Студия веб-дизайна www.zinet.info



Студия ландшафтного дизайна Флора-МК


Уникальное предложение!



Сайт-визитка - теперь
всего за 200 грн!

подробнее>>>



СТАНОВЛЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНОГО ИСКУССТВА В КОНТЕКСТЕ ДИЗАЙНА ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ

 

Брыжаченко Н.С.

Украина, г. Харьков,

Харьковская государственная академия дизайна и искусств

 

Аннотация. В статье анализируется началный этап развития интерактивного искусства, объекты которого используются в средовом дизайне. Выявлены и проанализированы связи между первыми техническими средствами и современными интерактивными технологиями, которые применяются в организации предметно-пространственной среды.

 

Интерактивное искусство, объекты которого создаются разнообразными техническими средствами, развиваясь и приобретая новые формы, все чаще используется в средовом дизайне. Исследование этапов развития интерактивного искусства позволяет проанализировать влияние технических изобретений на становление искусства и, в результате, выявить особенности его применения в дизайне предметно-пространственной среды.

Цель работы заключается в определении начального этапа развития интерактивного искусства, объекты которого применяются в средовом дизайне.

Произведения изобретателей с начала XIX века способствовали появлению, становлению и развитию интерактивного искусства. Их научные исследования и изобретения часто тесно связаны с творческими работами художников-экспериментаторов. Иногда проходит много лет, прежде чем научные открытия или изобретения будут воплощены в произведениях искусства.

Появление кинематографии в XIX веке стало началом развития и внедрения новейших технологий в отрасль искусства. Оптические эксперименты бельгийского учёного Жозефа Плато привели к изобретению фенакистископа - (от греч. φεναξ — «обманщик» и σκοπέω — «смотрю») — лабораторный прибор, конструкция которого основана на принципе персистенции (способности сетчатки глаза сохранять изображение). Жозеф Плато, изучив опыты Шевалье д’Арси в конце XVIII века (вращение в темноте колеса, на обод которого был прикреплен раскаленный уголь с целью установления максимальной скорости вращения, необходимой для того, чтобы раскаленный уголь создал впечатление сверкающего круга), применил этот принцип, заменив уголь диском с цветными секторами. Позже он применил кадрированные графические изображения, расположенные с промежутками на плоскости диска-основы (Рис. 1). Аппарат Жозефа Плато обладал свойством при помощи диска с отверстиями разлагать движение на ряд неподвижных изображений, что в дальнейшем стало основой для принципа кинематографической съемки [3].

В 1834 году английский математик Уильям Джордж Хорнер сконструировал зоотроп (Рис. 2), который является трансформацией аппарата Ж. Плато. В зоотропе диск с отверстиями был заменён деревянным или металлическим барабаном, открытым сверху, с прорезанными вертикальными щелями по бокам и вращающимся горизонтально на оси. Диск с картинками У. Дж. Хорнер заменил на длинную ленту, которая помещалась внутрь барабана. Эти ленты, в отличии от дисков, могли вместить намного большее количество графических изображений, которые были нанесены на ленту из тонкого картона и являлись прототипом современной кинопленки.

Эмиль Рейно, усовершенствовав зоотроп У. Дж. Хорнера, изобретает праксиноскоп (Рис. 3). В центре конструкции находится барабан с зеркалами, а вокруг лента с картинками. С 1881 года Э. Рейно пытался создать аппарат, который дал бы возможность показывать представление движущихся картин, длящееся несколько минут.

Аппараты Ж. Плато, У. Хорнера и Э. Рейно стали основой для оборудования братьев Люмьер, считающихся основателями кинематографа. Их аппаратура оказалась очень удобной, с ее помощью можно было легко снимать и демонстрировать фильмы на большом экране, что и предопределило успех их изобретения [3].

 

Рис. 1. Фенакистископы Жозефа Плато.

Рис. 2. Зоотроп У.Дж. Хорнера

Рис. 3. Праксиноскоп Эмиля Рейно.

Рис. 4. Система «интерактивный пол», созданная средствами видео проекций.

Рис. 5. Интерьер Deutsche Telekom «future zone».

Используются средства видео проекций

на плоскость стены.

Рис. 6. Интерьер ресторана MOJO. Тайланд. Использование интерактивных проекций на плоскости столов.

Рис. 7. Создание интерактивного интерьера средствами видео проекций.

Рис. 8. Видео проекции на здание МГУ.

Девид Аткинс. 2012 г.

Рис. 9. Марсель Дюшам.

«Rotary Glass Plates». 1925 г.

Рис. 10. Рубин Марголин.

«Yellow Spiral». 2009 г.

 

В конце ХХ в. средства кинематографии были положены в основу интерактивных технологий. Один из наиболее распространённых способов, основанных на средствах кинематографии, заключается в создании комплекса, состоящего из видеокамеры, проектора и компьютера (Рис. 4). Фиксация движений человека, синхронизируясь с электронной системой, формирует фантастические эффекты изменения внешнего вида объекта. Примером реализации таких технологий является создание интерактивного интерьера (проецирование изображения происходит на три, и более поверхностей) (Рис. 7) и отдельных его составляющих (интерактивный пол и интерактивные панели) (Рис. 5, Рис. 6).

Принцип проецирования изображения стал основой для видеопроекций на архитектурные объекты, которые полностью приспосабливаются к особенностям зданий, к их структуре. В зависимости от концепции художника, видео изображение меняется - объемные виртуальные элементы здания визуально деформируются, меняют положение, цвет и начинают двигаться. Одним из наиболее известных современных специалистов в области создания видеопроекций на архитектурные объекты является Дэвид Аткинс. Его произведения - это масштабные театральные представления, со своим сценарием и многоструктурной динамичной композицией.

Таким образом, именно появление кинематографии, как способа записи движения объекта и технологии проецирования изображений на плоскости, является первым этапом формирования интерактивного искусства.

Также важной ступенью формирования новой концепции понимания искусства является период начала ХХ века. В 1909 году во французском журнале «Фигаро» был опубликован документ «Обоснование и манифест футуризма» Ф. Т. Маринетти, в котором провозглашался культ будущего и разрушение прошлого, восхвалялось стремление к скорости, динамике, необычным формам и новым сочетаниям, отрицались все логические, синтаксические связи и правила. Художники искали новые формы выразительности произведения. Новые технологии оказывали сильное влияние на западную культуру начала ХХ в. Футуристы воспевали технический прогресс, мощь и динамизм новой жизни.

В период модернизма многие художники экспериментировали с материалами, формой и композицией. Однако, для понимания развития интерактивного искусства, важным является изучение творчества дадаиста Марселя Дюшана. Именно его произведения были вызовом традиционному искусству. Художник экспериментировал с техниками выражения своих идей, комбинируя различные технологические приемы. Марсель Дюшан, основываясь на процессах одновременности и динамики, исследовал оптические эффекты и природу движений [2].

Произведение М. Дюшана «Rotary Glass Plates» (1920-1926) представляет собой плоскости, покрытые простым геометрическим орнаментом, которые вращаясь, создавали иллюзию трехмерного пространства. Движение элементов в этом произведении было зафиксировано на камеру. В этой работе автор соединил ручную и машинную технику создания изображения. Это произведение открыло новые возможности для создания пространственных оптических динамических композиций.

Рассматривая произведение «Rotary Glass Plates» можно проследить параллель с работами известного американского скульптора Рубена Марголина, который создает сложнейшие кинетические структуры. Во многих работах Р. Марголина композиция подчинена концентрическому принципу расположения элементов, и развитию формы по спирали. Спираль Марселя Дюшана была плоскостной, а спирали Рубена Марголина стали объемными.

Авангардные течения начала XX в. впервые сформировали эстетическую программу технического искусства. Термин «техническое искусство», предложенное французским искусствоведом Франком Поппером, является интеграцией искусства и технологий [1]. Концепция, которая соединила технику и искусство, была основана российским конструктивизмом и итальянским футуризмом. Художественные эксперименты и новые технические средства максимально сближаются именно в авангардной эстетике.

Выводы. В процессе исследования было установлено, что развитие интерактивного искусства началось ещё с XIX века. Важным аспектом является то, что принцип активного взаимодействия человека и объекта искусства осуществлялся до начала эпохи цифровых технологий. Появление и развитие кинематографии, как принципа записи движения объекта и трансляции изображения, является начальной ступенью формирования интерактивного искусства. Период модернизма, связанный с переосмыслением классического видения искусства, предоставил зрителям новую активную роль в процессе восприятия объекта искусства.

Таким образом, кинематография стала технической базой начала развития интерактивного искусства, а период модернизма сформировал его концептуальную основу.

 

Список литературы:

1.   Галкин Д.В. От вдохновления машинами до искусственной жизни: этапы развития технологического искусства [Електронний ресурс] / Д.В. Галкин // Весник Томского государственного университета. Культурология и исткусствоведение. 2013. № 1 (9) – с. 44-51. – Режим доступу: http://cyberleninka.ru/article/n/ot-vdohnoveniya-mashinami-k-iskusstvennoy-zhizni-etapy-razvitiya-tehnologicheskogo-iskusstva

2.   Домарацкая Е.С.. Экспериментальное искусство Марселя Дюшана [Електронний ресурс] / Елена Сергеевна Домарацкая // ж. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена Выпуск № 7 / том 4 – 2004. –187-198 с. – Режим доступу до журн.: http://cyberleninka.ru/article/n/eksperimentalnoe-iskusstvo-marselya-dyushana#ixzz3FxMbkBzZ

3.   Жорж Садуль. Всеобщая история кино. Изобретение кино 1832–1897. Пионеры кино 1897-1909 [Електронний ресурс] / пер. Т.В. Иванова // — М.: Искусство, 1958. — Т. 1. – Режим доступу: http://coollib.net/b/260867/read#t6



Первая научно-практическая конференция
"Инновационный потенциал украинской науки - ХХI век"
(10-15 мая 2008 г.)


(отчет)
Вторая научно-практическая конференция
"Инновационный потенциал украинской науки - ХХI век"
(1-7 ноября 2008 г.)
(отчет)
Третья научно-практическая конференция
"Инновационный потенциал украинской науки - ХХI век"
(20-27 декабря 2008 г.)
(отчет)
Четвертая научно-практическая конференция
(10-17 апреля 2009 г.)
(отчет)
Пятая научно-практическая конференция
(20-27 мая 2009 г.)
(отчет)
Шестая научно-практическая конференция
(1-15 апреля 2010 г.)
(отчет)
Седьмая научно-практическая конференция
(28 мая - 7 июня 2010 г.)
(отчет)
Восьмая научно-практическая конференция
(05-12 декабря 2010 г.)
(отчет)
Девятая научно-практическая конференция
(27-31 декабря 2010 г.)
(отчет)
Десятая научно-практическая конференция
(15-23 марта 2011 г.)
(отчет)
Одинадцатая научно-практическая конференция
(26 апреля 04 мая 2011 г.)
(отчет)
Двенадцатая научно-практическая конференция
(28 мая - 06 июня 2011 г.)
(отчет)
Тринадцатая научно-практическая конференция
(28 октября - 09 ноября 2011 г.)
(отчет)
Четырнадцатая научно-практическая конференция
(12-20 декабря 2011 г.)
(отчет)
Пятнадцатая научно-практическая конференция
(01-07 марта 2012 г.)
(отчет)
Шестнадцатая научно-практическая конференция
(09-14 апреля 2012 г.)
(отчет)
Семнадцатая научно-практическая конференция
(22-26 октября 2012 г.)
(отчет)
Восемнадцатая научно-практическая конференция
(22-26 декабря 2012 г.)
(отчет)
Девятнадцатая научно-практическая конференция
(26 февраля - 3 марта 2013 г.)
(отчет)
Двадцатая научно-практическая конференция
(20-28 апреля 2013 г.)
(отчет)
Двадцать первая научно-практическая конференция
(13-18 мая 2013 г.)
(отчет)
Первая международная научно-практическая конференция
"Перспективные направления отечественной науки - ХХI век"
(13-18 мая 2013 г.)
(отчет)
Двадцать вторая научно-практическая конференция
(4-9 ноября 2013 г.)
(отчет)
Двадцать третья научно-практическая конференция
(10-15 декабря 2013 г.)
(отчет)
Двадцать четвертая научно-практическая конференция
(20-25 января 2014 г.)
(отчет)
Двадцать пятая юбилейная научно-практическая конференция
(3-7 марта 2014 г.)
(отчет)
Двадцать шестая научно-практическая конференция
(7-11 апреля 2014 г.)
(отчет)
Двадцать седьмая научно-практическая конференция
(20-25 мая 2014 г.)
(отчет)
Двадцать восьмая научно-практическая конференция
(08-13 октября 2014 г.)
(отчет)
Двадцать девятая научно-практическая конференция"
(19-25 ноября 2014 г.)
(отчет)
Тридцатая научно-практическая конференция
(19-25 января 2015 г.)
(отчет)
Тридцать первая научно-практическая конференция
(25 февраля - 1 марта 2015 г.)
(отчет)
Тридцать вторая научно-практическая конференция
(2 - 7 апреля 2015 г.)
(отчет)
Тридцать третья научно-практическая конференция
(20 - 27 мая 2015 г.)
(отчет)
Тридцать четвертая научно-практическая конференция
(13 - 17 октября 2015 г.)
(отчет)
Тридцать пятая научно-практическая конференция
(24 - 27 ноября 2015 г.)
(отчет)
Тридцать шестая научно-практическая конференция
(29 декабря 2015 - 5 января 2016 г.)
(отчет)
Тридцать седьмая научно-практическая конференция
(19 - 22 апреля 2016 г.)
(отчет)
Тридцать восьмая научно-практическая конференция
(23 - 25 мая 2016 г.)
(отчет)

На главную | Объявления | Отчеты предыдущих конференций | История Украины | Контакты

Copyright © Zinet.info. Разработка и поддержка сайта - Студия веб-дизайна Zinet.info