zinet home
home home
home ИНТЕЛЛЕКТ-ПОРТАЛ
home Стартовал прием материалов в сборник XХХIX-й научной конференции. Требования к публикациям - в разделе "Объявления".

На главную | Объявления | Отчеты предыдущих конференций | История Украины | Контакты

РЕСУРСЫ ПОРТАЛА:

Тридцать восьмая научно-практическая конференция
(23 - 28 мая 2016 г.)


Тридцать седьмая научно-практическая конференция
(19 - 22 апреля 2016 г.)


Тридцать шестая научно-практическая конференция
(29 декабря 2015 - 5 января 2016 г.)


Тридцать пятая научно-практическая конференция
(24-27 ноября 2015 г.)


Тридцать четвертая научно-практическая конференция
(13-17 октября 2015 г.)


Тридцать третья научно-практическая конференция
(20-27 мая 2015 г.)


Тридцать вторая научно-практическая конференция
(2-7 апреля 2015 г.)


Тридцать первая научно-практическая конференция
(25 февраля - 1 марта 2015 г.)


Тридцатая научно-практическая конференция
(19-25 января 2015 г.)


Двадцать девятая международная научно-практическая конференция
(19-25 ноября 2014 г.)


Двадцать восьмая международная научно-практическая конференция
(08-13 октября 2014 г.)


Двадцать седьмая научно-практическая конференция
(20-25 мая 2014 г.)


Двадцать шестая научно-практическая конференция
(7-11 апреля 2014 г.)


Двадцать пятая юбилейная научно-практическая конференция
(3-7 марта 2014 г.)


Двадцать четвертая научно-практическая конференция
(20-25 января 2014 г.)


Двадцать третья научно-практическая конференция
(10-15 декабя 2013 г.)


Двадцать вторая научно-практическая конференция
(4-9 ноябя 2013 г.)


Первая международная научно-практическая конференция
(14-18 мая 2013 г.)


Двадцать первая научно-практическая конференция
(14-18 мая 2013 г.)


Двадцатая научно-практическая конференция
(20-28 апреля 2013 г.)


Девятнадцатая научно-практическая конференция
(26 февряля - 3 марта 2013 г.)


Восемнадцатая научно-практическая конференция
(22-26 декабря 2012 г.)


Семнадцатая научно-практическая конференция
(22-26 октября 2012 г.)


Шестнадцатая научно-практическая конференция
(09-14 апреля 2012 г.)


Пятнадцатая научно-практическая конференция
(01 - 07 марта 2012 г.)


Четырнадцатая научно-практическая конференция
(12-20 декабря 2011 г.)


Тринадцатая научно-практическая конференция
(28 октября - 09 ноября 2011 г.)


Двенадцатая научно-практическая конференция
(28 мая - 06 июня 2011 г.)


Одинадцатая научно-практическая конференция
(26 апреля - 04 мая 2011 г.)


Десятая научно-практическая конференция
(15-23 марта 2011 г.)


Девятая научно-практическая конференция
(27-31 декабря 2010 г.)


Восьмая научно-практическая конференция
(05-12 декабря 2010 г.)


Седьмая научно-практическая конференция
(28 мая - 7 июня 2010 г.)


Шестая научно-практическая конференция
(1-15 апреля 2010 г.)


Пятая научно-практическая конференция
(20-27 мая 2009 г.)


Четвертая научно-практическая конференция
(10-17 апреля 2009 г.)


Третья научно-практическая конференция
(20-27 декабря 2008 г.)


Вторая научно-практическая конференция
(1-7 ноября 2008 г.)


Первая научно-практическая конференция
(10-15 мая 2008 г.)



НАШИ ПАРТНЕРЫ:

Студия веб-дизайна www.zinet.info



Студия ландшафтного дизайна Флора-МК


Уникальное предложение!



Сайт-визитка - теперь
всего за 200 грн!

подробнее>>>



УДК 159.923.2:159.964.2

 

ФЕНОМЕН ОТСТРАНЕННОСТИ Я. ЕГО ПРИЧИНЫ И СЛЕДСТВИЯ

 

Хан Д.Ю.

Украина, Каменец-Подольский

Центр детского и юношеского творчества

 

Аннотация: Цель статьи – выявление и описание феномена, который стоит за формированием субъективного переживания собственного Я, определение основной функции, способа самоконкретизации и процесса реализации эмоциональной оценки в пределах области Я. Также объяснение формирования верований о бессмертной душе, феноменом психики, субъективный материал которого стал причиной подобных умозаключений.

 

Summary: The purpose of the article – the detection and the description of the phenomenon, which stands for the Self’s subjective formation, trial function definition, the way of self-specification and the emotional assessment’s realization process within the Self’s mark. Also, beliefs about the immortal soul explanation, the psyche phenomenon, which subjective material became the reason of the conclusion of the kind.

 

Введение

Для психологии не перестает быть актуальной проблема самоощущения и самоопределения. Феномен, которому будет дано описание в этой работе, непосредственно связан с проблемой самоощущения. В отечественной литературе часто встречается термин Я-концепция, который пришел к нам из гуманистической психологии [13]. Он сводится к совокупности характеристик сформулированных в поведенческих терминах, которые на протяжении некоторого времени фиксировал индивид после его оценки окружающими и самим собой. Я-концепция таким образом отвечает на вопросы как формируется у индивида представления о себе. Социальный характер этих оценок очевиден. Даже если индивид сам себе дает оценку он это делает с позиций социума, внутреннее представительство которого давно сформировалось в его аппарате психики. Такая оценка себя является чем-то вроде внутреннего отчета перед окружающими [3]. Однако, существует вопрос, на который Я-концепция ответа дать не в состоянии: как формируется специфическое ощущение дифференцированности Я, которое не позволяет полностью слиться с телесным или с каким то отдельным аспектом психического, дает возможность Я чувствовать себя независимым  наблюдателем? Субъективное переживание подобного состояния дифференцированности несло бы характер самого базового, ядерного переживания собственного Я. Поэтому исследование этого вопроса становится приоритетным в данной статье. Анализ феномена, который  впервые будет здесь описан поможет в решении этой проблемы и позволит расширить знания антропологов о возможных причинах возникновения учений и верований о бессмертной душе.

Также важно определить природу Я таким образом, чтобы не реализовать редукции последнего в раннем онтогенезе ( далее РО) и при наличии патологических процессов в психике. Редукция Я в РО происходит каждый раз, когда за Я закрепляются функция самоотчета. По этим причинам термин Я-концепция невозможно применять в довербальный период. При патологических процессах редукция Я происходит тогда, когда Я отождествляется нормальному протеканию сознания, подобную редукцию в свое время реализовал Хартман [7, 21]. Если избежать в процессе определения  Я описанных выше редукций, будет достигнута полнота и пластичность понятия Я в том смысле, что его наличие можно будет констатировать в раннем онтогенезе, норме и патологии.

В статье дано авторское видение на процесс самоконкретизации, который будет выступать объединяющим звеном между описанной абстрактной моделью и ранее существовавшими материалами, описывающими Я в поведенческих терминах. В первую очередь в статье будет рассмотрен феномен, который описывает специфическое переживание своего Я, а также связь этого феномена с возникновением учений о бессмертии души. Далее будет описана базовая характеристика Я, логически выведена из функции, которую Я выполняет, также как эта функция реализуется в пределах самого Я. Последним  в статье, будет описан процесс самоконкретизации Я.

Отстраненность Я

Даже сегодня есть большое количество людей, которые утверждают не просто присутствие души в теле, но ее отдельность и независимость. Они это делают прямо или это логически вытекает из их утверждений, как в случае учений о бессмертной душе. Например, в Талмуде душа рассматривается как независимая от тела сущность [16], та часть человека, которая создана непосредственно Богом. Большинство христианских деноминаций также придерживаются мнения о бессмертии и души и ее независимости от тела. Следует заметить, что верования о бессмертной душе не являются прерогативой современных религий, они были характерны и для языческих культов нецивилизованных племен. Так племя диери в Центральной Австралии, а также часть жителей Филиппинских островов верят, что души погибших вселяются в деревья, чем дают им жизнь. Перед началом родов жители Альфуры на Целебесе затыкали все щели в доме, а также рты животным в доме и вне его, чтобы душа младенца не ускользнула в другие существа. Гвианские и бразильские индейцы убеждены, что во время сна их душа отлетает поохотиться, половить рыбу и т. п. [19]. Это свидетельствует о том, что душа мыслится как сущность независимая от тела.

Тот факт, что подобные позиции просуществовали так долго и дошли до наших дней не может не заинтересовать науку, которая занимается изучением субъективных процессов. Более того, этот факт указывает на наличие перманентного детерминирующего фактора, который был тогда и присутствует сейчас. Учения о бессмертной душе иди душе, которая состоит в минимальной зависимости от тела, появились не впоследствии анализа и обобщения эмпирического материала, полученного путем исследований. Последний факт указывает на отсутствие объективных причин для подобных представлений и автоматически переносит нас в область субъективных переживаний индивида, где у нас есть надежда найти ответы на интересующие вопросы.

Интроспективные (лат. introspecto, смотрю внутрь) наблюдения индивидом процессов в аппарате психики, наряду с теми причинами, которые описывают антропологи [14, 19], ложатся в основу учений о самой душе. Но объяснить учения, которые описывают душу, как независимую от тела сущность поможет психический феномен, о котором речь пойдет далее. Если от первого лица, то – Я ощущает отстраненность от тела и эндопсихических процессов. Субъективно Я ощущает тело как вместилище своей сущности, но не отождествляется ему и его процессам, параллельно чувствуя связь с последним. Я идентифицирует себя скорей с процессами невидимыми, чем с видимыми. Я отвлеченно наблюдает за внутренними и внешними процессами. Зрение фиксирует тело как объект во внешней среде [18] и относит его к последнему с той разницей, что периферия, с которой Я получает ощущения, формирует границы его тела и этим чисто аффективно отделяет от других объектов во внешней среде. Как формируется подобная отстраненность Я? Это логически проистекает из функции, которую Я должно исполнить, а именно – быть эмоциональным индикатором, чувственной стороной телесно-психических процессов. Быть индикатором – значит оценивать процессы, следовательно, не отождествляться им. Эмоциональная оценка, которую реализует Я, создает иллюзию отдельности от телесно-психических процессов. Есть еще один элемент, который способствует отстраненности и который находится в причинной зависимости от первого, а именно – иллюзия инициации процессов. Логика такая же: если ты инициируешь процессы, то не можешь отождествиться с ними. В этом и есть причина того, что дикари «помещали» в свои тела и тела животных маленькие существа, которые как-бы ими управляли. В этих случаях маленький человечек – это душа. Примером послужит верование индейцев-нутка которые говорили, что маленький человек-душа живет у них в макушке, и пока она держится прямо, человек здоров, если же ее положение нарушается человек теряет сознание [19].

Давайте рассмотрим, что лежит в основе иллюзии инициации Я психических процессов. В общем, все выглядит так, что потребности организма опосредовано мотивируют Я на те процессы, которые разворачиваются сначала во «внутреннем» плане, а потом и во «внешнем». Так Фрейд в «Я и Оно» пишет: «…Я превращает обыкновенно волю Оно в действие, как будто бы это было его собственной волей» [18]. Зависимость от кокаина организует кокаинодобывающее поведение [1], в которое Я будет эмоционально втянуто настолько, что это поведение, которое организовалось зависимостью, будет ощущаться как собственное поведение. Потому-то, высказывания о контроле Я над сознанием или восприятием являються чересчур смелыми и неточными, так как Я в этом случае наделяется свободами, которых, по всей видимости, не имеет и превращается в некую идеальную структуру, оторванную от организма и его превратностей. Ссылаясь, опять-таки, на Фрейда [18], есть смысл говорить об иллюзии контроля, иллюзии инициации, таким образом, приводя Я в связь со всем организмом.  Безусловно, Я будет влиять и на сознание, и на мышление в контексте сознания, и на поведение, но уже как индикатор, который в зависимости от ощущаемой эмоции автоматически запускает физиологический каскад изменений, который будет служить для как можно лучшей реализации плана действий, продиктованного кокаинобывающим поведением. Получается, что за иллюзией инициации процессов мышления и поведения стоит эмоциональная вовлеченность в функциональную систему [2, 3, 4], нацеленную на результат. Но, в любом случае, нормальное ощущение своего Я характеризуется уверенностью в инициации процессов во «внутреннем» и «внешнем» плане, которое, подчеркиваю, опосредовано эмоциональной вовлеченностью в текучий процесс из-за функции индикатора, которым выступает сенситивное-Я в функциональной системе.

Так вот, я предлагаю обозначить термином «апоксинативность» (от греч. Αποξένωση – отчуждение) отстраненность сенситивного-Я от тела, которое оно воспринимает как объект во внешней среде, хоть и с известным различием, а также от эндопсихических процессов. Объективными причинами апоксинативности есть вовлечение, сенситивного-Я в функциональную систему в качестве наблюдателя и все те физиологические механизмы, которые будут описывать этот процесс на всех уровнях. Апоксинативность описывает оптимальный уровень отстраненности  (в отличие от состояний деперсонализации), который выражается фактически в том, что Я не может отождествиться, свести себя к своей соме или к наблюдаемым процессам во «внутреннем» плане. Отсюда вывод, что апоксинативность является элементом кристаллизирующим (дифференцирующим) субъективное переживание собственного Я.

Предполагаю, что субъективное переживание сенситивным-Я апоксинативности есть тем психическим феноменом, который лежит в основе учений и верований о независимости души от тела. Продукты эндопсихического наблюдения, которое проделывают философы вроде Платона [15], не могут быть достаточной чувственной основой для предположений о независимости души. Эти наблюдения скорее служат перманентным доказательством ее наличия для представителей подобных учений. В то время как заключение о независимости души на самом деле исходит из их субъективного переживания апоксинативности. Только апоксинативность, которая описывает специфическое ощущение отстраненности Я, могла бы быть достаточной чувственной основой для предположений и верований в независимость души, во всяком случае, играть значительную роль в этом.

Базисная характеристика Я

Есть смысл усматривать в Я лишь чувственную сторону телесно-психических процессов и ту оценивающую функцию, которую они исполняют. С этих соображений я употребляю термин сенситивное-Я с целью подчеркнуть природу последнего. Что же касается сознания, оно является более  дифференцированной  формой эмоций, подобное мнение достаточно хорошо описано в роботах Александрова Ю. И. [2, 3].

Практическая целесообразность усматривать в Я лишь чувственную сторону состоит в том, что мы не реализуем редукцию Я, ставя его в абсолютную зависимость от сознания, тем более, от его нормального протекания, описывая патологические процессы [7], которые характеризируют продуктивные расстройства сознания: онейроид, делирий. Я как эмоциональный индикатор может неплохо справляться и без вовлечения сознания[20]. Дело в том, что характеристики сознания по разным причинам могут быть недоступны индивиду. Если вслед за Александровым в контексте теории единства сознания и эмоций (далее ЕСЭ) утверждать, что между эмоциями и сознанием образовывается континуум [2], то можно перефразировать мое утверждение следующим образом: в случаях, например, недостаточной дифференциации, движение в континууме по направлению к полюсу сознания усложняется, по описанной выше причине. Недостаточность дифференциации характеризует РО [2, 3]. Следственно принимая положение о чувственной природе Я, можно с уверенностью констатировать его  наличие в РО, роль которого в этот период сложно преувеличить; контроль поведенческих отправлений, пускай и на низком уровне дифференциации поведения, обеспечивает необходимый уровень адаптации организма [8, 9, 10, 11, 12]. В случаях патологии с продуктивной симптоматикой дело обстоит, так что движение в континууме ЭС «свободно» в отличие от РО, но сама оценочная функция, которая и в том числе должна отражать как можно адекватней характеристики окружающей среды, отражает искривленною, проекциями субъективного материала,  реальность.

Закрепляя за сенситивным-Я функцию эмоционального индикатора телесно-психических процессов, следует объяснить, как эта функция реализовывается в пределах области сенситивного-Я. Каждый следующий «квант» пережитой эмоции в сенситивном-Я изолируется для последующей его эмоциональной оценки [6]. При условии участия сознания изолированный «квант» эмоции становиться предметом мышления. Реализация самого мышления будет поэтапно оцениваться тем же сенситивным-Я [1, 2, 3, 5]. В ином случае реакция на изолированный «квант» осуществляется автоматически с возможным параллельным высвобождением поведенческого паттерна, который  должен был бы изменить соотношение организма с внешней средой. Успех или неудача последнего также оценивается сенситивным-Я [1, 2, 3]. Изолированная эмоция 1 (далее Э-1) оценивается как событие из прошлого по отношению к той эмоции 2 (далее Э-2), которая оценивает Э-1. На каких основаниях Э-1 становится частью прошлого? Логично чтобы Э-1имела отношение к какому-то процессу в организме или в поведении, который она должна была бы оценить. Окончание этого процесса должно отнести его к прошлому по отношению к процессу, который реализуется в настоящем. Качественные изменения эмоций в континууме переживаний также разделяет Э-1 и Э-2. Все вышеописанное объясняет изоляцию при условии, что поведенческий акт, который должна была, оценить эмоция инициировался сознательно. Переживания же индивидом иррационального страха, который он не может привязать к каким-то процессам, исключает в этом случае объяснение изоляции через временные характеристики (прошлое, настоящее), а изменения одной эмоции другой предполагает последовательность, которой нет при параллельной оценке своего состояния (такое состояние можно наблюдать например при панических атаках). Параллельная оценка состояния в области сенситивного-Я реализуется с помощью секторальной изоляции аффекта, которая также выступает условием апоксинативности в области сенситивного-Я. Хотя изоляция аффекта и осуществляется в сенситивном-Я, но при параллельной эмоциональной оценке эмоционального состояния наблюдается интерференция Э-1 и Э-2. Это объясняется тем, что область переживания одна и та же, как для Э-1, так и для Э-2. Интерференция эмоций в области сенситивного-Я может привести к интенсификации при условии, что Э-1 и Э-2 совпали по валентности и качеству. Если же это совпадение не произошло, наблюдается взаимное влияние Э-1 и Э-2. В случаях подобных смешений при известных условиях возможен нейтрализующий эффект.

Процессc самоконкретизации Я

Когда Я пытается описать себя, оно описывает то, что проявлялось в поведении либо должно в нем проявиться, либо описывается позиция, согласно которой будет действовать индивид. Все это относится, так или иначе, к поведению. Те чувства и ощущения, которые выражает Я (боль, страх, волнение, любовь и т.д.) – это фактически поведение. Оно имеет цель, которая, не обязательно должна быть сознательной [11, 12]. 

Совокупность Я- и объект-репрезентаций является теми формами, которые Я использует для описания себя. Они описывают репрезентативную область сенситивного-Я. Так вот, вербальная конкретизация реализуется Я посредством репрезентативной области. Безусловно, вербальная конкретизация может реализоваться лишь в контексте сознания. Отсюда следует заключение, что если сознание поддастся серьезной флуктуации,  это повлияет лишь на вербальную конкретизацию сенситивного-Я. Само же Я будет продолжать реализовать свою основную функцию – служить эмоциональным индикатором для телесно-психических процессов. В таком случае у нас будет возможность, при условии отсутствия амнезии, оценить субъективное состояние пациента  после выхода из острого состояния, которые характеризуют продуктивные расстройства психики.

Выводы

Функция эмоционального индикатора, которая закрепилась за сенситивным-Я, является объективной основой для субъективного переживания апоксинативности. Апоксинативность является основой кристаллизации (дифференциации) Я, так как выражает невозможность последнего отождествиться с эндопсихическими процессами или с телом, которое, даже при нормальном уровне интеграции и равномерном катексисе телесно-психических репрезентаций, воспринимается как инструмент в поведении и объект в окружающем мире. Это важно, так как Я относит себя скорей к процессам невидимым, чем к видимым.

Отсутствие объективного материала для умозаключений по поводу функционирования живых существ буквально заставляло древнего человека – пускай не всегда осознано – использовать чувственный материал, который представлен субъективным переживанием апоксинативности. В нынешнее время апоксинативность также является тем субъективным материалом, который призван служить чувственным компонентом убежденности в существовании бессмертной души. Хотя, проводя параллели с древними и современными людьми, очевидно, что для последних нужно вводить  объяснение дополнительных мотивов толкающих их к подобным заключениям.

Вербальная конкретизация сенситивного-Я реализуется через репрезентативную область – совокупность всех Я- и Объект- репрезентаций. Эмоционально-оценочная функция, прорабатываемая сенситивным-Я, над телесно-психическими процессами, реализуется также в пределах самой области. Процесс этот опосредован секторальной  изоляцией  эмоции (аффекта) в области сенситивного-Я, которому должна быть дана эмоциональная оценка. При параллельной оценке аффекта, действие которого не законченно, может наблюдаться интерференция и, как  следствие, интенсификация переживаемого аффекта. Интерференция в этом случае обусловлена тем, что область переживания одна как для аффекта, так и для эмоции,  которая его оценивает.

 

Список источников и литературы

1.     Александров Ю.И. Введение в системную психофизиологию / Ю. И. Александров // Психология ХХI века. – М. : ПЕР СЕ, 2003. – С. 39-85.

2.     Александров Ю. И. От эмоций к сознанию / Ю. И. Александров // Психология творчества: школа Я. А. Пономарева / под ред. Д. В. Ушакова. – М. : Ин-т психологии РАН, 2006. – С. 293– 328. – (Научные школы ИП РАН).

3.     Александров Ю.И. Эмоция и мораль / Ю. И. Александров // Методология и история психологии. – Т. 3. – Вып. 3. – 2008. – с. 186–208.

4.     Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем / П. К. Анохин. – М. : Медицина, 1975. – 448 с.

5.     Бахтин М.М. К философии поступка / М.М. Бахтин // Философия и социология науки и техники : ежегодник 1984-1985 гг. – М., 1986. – С. 80-160.

6.     Выготский Л.С. Собрание сочинений в шести томах. – М. : Педагогика, 1982. – Т. 1.– 488 с.

7.     Кернберг О. Ф. Тяжелые личностные расстройства: стратегии психотерапии / О. Ф. Кернберг ; пер с англ. М. И. Завалова. – М. : Класс, 2012. – 460 с. – (Библиотека психологии и психотерапии; вып. 81).

8.     Кляйн М. Психоаналитические труды : в 7 т. / М. Кляйн ; пер. с англ. С. Ф. Сироткина и М. Л. Мельниковой. – Ижевск : ERGO, 2007. – Т. 5. – «Эдипов комплекс в свете ранних тревог» и другие работы 1945–1952 гг. – 312 с.

9.     Кляйн М. Психоаналитические труды : в 7 т. / М. Кляйн ; пер. с англ. С. Ф. Сироткина и М. Л. Мельниковой. – Ижевск : ERGO, 2007. – «Зависть и благодарность»  и другие работы 1955–1963 гг. – 332 с.

10.  Кохут Х. Анализ самости: системный подход к лечению нарциссических нарушений личности / Х. Кохут ; пер. с англ. – М. : Когито-Центр, 2003. – 368 с. – (Современная психотерапия).

11.  Кохут Х. Восстановление самости / Х. Кохут ; пер. с англ. – М. : Когито-Центр, 2003. – 316 с. – (Современная психотерапия).

12.  Малер М. Психологическое рождение человеческого младенца: симбиоз и индивидуализация / М. Малер, Ф. Пайн, А. Бергман; пер. с англ. – М. : Когито-Кентр, 2014. – 413 с. – (Библиотека психоанализа).

13.  Маслоу А. Г. Мотивация и личность / А. Г. Маслоу. – СПб. : Питер, 2011. – 352 с. – (Мастера психологии).

14.  Мифы народов мира : энциклопедия в двух томах / глав. ред. Токарев С. А. – 2-е изд. – М. : Советская энциклопедия, 1987. – Т. 1.

15.  Платон. Диалоги / Платон. – С-Пб. : Азбука, 2013. – 488 с.

16.  Талмуд. – М. : Издат. Л. Городецкий, 2006-2013. – 5500 с.

17.  Фрейд З. По ту сторону принципа удовольствия / З. Фрейд // Я и оно / З. Фрейд. – М. : ЭСКМО, 2007. – С.711–771

18.  Фрейд З. Я и Оно / З. Фрейд // Я и оно / З. Фрейд. – М. : ЭСКМО, 2007. – С.839-860.

19.  Фрэзер Дж. Дж. Золотая ветвь: исследование магии и религии / Дж. Дж. Фрэзер ; пер. с англ. – 2-е изд. – М. : Политиздат, 1986. – 703 с. – (Библиотека атеистической литературы).

20.  Damasio A.R. The feeling of what happens / A.R. Damasio. –  London, 2000.

21.  Moore В. A Glossary of Psychoanalytic Terms and Concepts / Moore В., Fine, B. –  New York : American Psychoanalytic Association. – 1968.



Первая научно-практическая конференция
"Инновационный потенциал украинской науки - ХХI век"
(10-15 мая 2008 г.)


(отчет)
Вторая научно-практическая конференция
"Инновационный потенциал украинской науки - ХХI век"
(1-7 ноября 2008 г.)
(отчет)
Третья научно-практическая конференция
"Инновационный потенциал украинской науки - ХХI век"
(20-27 декабря 2008 г.)
(отчет)
Четвертая научно-практическая конференция
(10-17 апреля 2009 г.)
(отчет)
Пятая научно-практическая конференция
(20-27 мая 2009 г.)
(отчет)
Шестая научно-практическая конференция
(1-15 апреля 2010 г.)
(отчет)
Седьмая научно-практическая конференция
(28 мая - 7 июня 2010 г.)
(отчет)
Восьмая научно-практическая конференция
(05-12 декабря 2010 г.)
(отчет)
Девятая научно-практическая конференция
(27-31 декабря 2010 г.)
(отчет)
Десятая научно-практическая конференция
(15-23 марта 2011 г.)
(отчет)
Одинадцатая научно-практическая конференция
(26 апреля 04 мая 2011 г.)
(отчет)
Двенадцатая научно-практическая конференция
(28 мая - 06 июня 2011 г.)
(отчет)
Тринадцатая научно-практическая конференция
(28 октября - 09 ноября 2011 г.)
(отчет)
Четырнадцатая научно-практическая конференция
(12-20 декабря 2011 г.)
(отчет)
Пятнадцатая научно-практическая конференция
(01-07 марта 2012 г.)
(отчет)
Шестнадцатая научно-практическая конференция
(09-14 апреля 2012 г.)
(отчет)
Семнадцатая научно-практическая конференция
(22-26 октября 2012 г.)
(отчет)
Восемнадцатая научно-практическая конференция
(22-26 декабря 2012 г.)
(отчет)
Девятнадцатая научно-практическая конференция
(26 февраля - 3 марта 2013 г.)
(отчет)
Двадцатая научно-практическая конференция
(20-28 апреля 2013 г.)
(отчет)
Двадцать первая научно-практическая конференция
(13-18 мая 2013 г.)
(отчет)
Первая международная научно-практическая конференция
"Перспективные направления отечественной науки - ХХI век"
(13-18 мая 2013 г.)
(отчет)
Двадцать вторая научно-практическая конференция
(4-9 ноября 2013 г.)
(отчет)
Двадцать третья научно-практическая конференция
(10-15 декабря 2013 г.)
(отчет)
Двадцать четвертая научно-практическая конференция
(20-25 января 2014 г.)
(отчет)
Двадцать пятая юбилейная научно-практическая конференция
(3-7 марта 2014 г.)
(отчет)
Двадцать шестая научно-практическая конференция
(7-11 апреля 2014 г.)
(отчет)
Двадцать седьмая научно-практическая конференция
(20-25 мая 2014 г.)
(отчет)
Двадцать восьмая научно-практическая конференция
(08-13 октября 2014 г.)
(отчет)
Двадцать девятая научно-практическая конференция"
(19-25 ноября 2014 г.)
(отчет)
Тридцатая научно-практическая конференция
(19-25 января 2015 г.)
(отчет)
Тридцать первая научно-практическая конференция
(25 февраля - 1 марта 2015 г.)
(отчет)
Тридцать вторая научно-практическая конференция
(2 - 7 апреля 2015 г.)
(отчет)
Тридцать третья научно-практическая конференция
(20 - 27 мая 2015 г.)
(отчет)
Тридцать четвертая научно-практическая конференция
(13 - 17 октября 2015 г.)
(отчет)
Тридцать пятая научно-практическая конференция
(24 - 27 ноября 2015 г.)
(отчет)
Тридцать шестая научно-практическая конференция
(29 декабря 2015 - 5 января 2016 г.)
(отчет)
Тридцать седьмая научно-практическая конференция
(19 - 22 апреля 2016 г.)
(отчет)
Тридцать восьмая научно-практическая конференция
(23 - 25 мая 2016 г.)
(отчет)

На главную | Объявления | Отчеты предыдущих конференций | История Украины | Контакты

Copyright © Zinet.info. Разработка и поддержка сайта - Студия веб-дизайна Zinet.info